Елена Кольченко
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Прилёт птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста
«Прилет птиц»
Цель: Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Знакомить с русским народным праздником «Прилет птиц».
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с календарным обычаем встречи прилета птиц.
2. Дать представление о народном празднике прихода весны.
Публикация «Сценарий для детей старшего дошкольного возраста „Прилёт птиц“» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Сценарии весенних встреч птиц
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
3. Познакомить детей с произведениями малого устного фольклора: песенками-закличками, поговорками.
4. Познакомить детей с техникой лепки птичек - «жаворонков» из слоеного теста.
5. Научить детей работать в программе «флипчарт».
Развивающие задачи:
1. Вызывать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы (тает снег, бегут ручейки, щебечут птицы, пробуждается природа, появляются подснежники, светит солнышко); яркие народные образы (Весна, Емеля)
2. Развивать мышление; эстетические чувства; творческие способности.
Воспитательные задачи:
1. Пробуждать в детях интерес к русской истории, фольклору, к традициям и обычаям русского народа.
2. Создавать у детей радостное настроение через участие в русских народных играх.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к птицам.
4. Воспитывать в детях гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми;
Предварительная работа:
- беседы о весне, перелетных птицах;
- загадки о весне и весенних явлениях;
- разучивание стихотворений о весне;
- чтение и заучивание поговорок; песенок-закличек «Жаворонушки, прилетите-ка!», «Ау, ау, аукаем!»; «Чувиль-виль-виль!»
- слушание голосов птиц; песен о весне «Воробьиная песенка», «Весна»; закличек;
- рассматривание фотографий птиц;
- разучивание хороводов «Весну звали!», «Ой, бежит ручьем вода!»
- разучивание народных игр «Калачи»; «Игра с ленточками»;
- просмотр видеофрагментов обряда – «Закликание весны»;
Оборудование и материалы:
• Музыкальный зал украшен рисунками детей.
• Интерактивная доска с мультимедийной презентацией и флипчартом «Пробуждение природы».
• Для лепки из слоеного теста приготовлены клеенки (по количеству детей, кусочки теста, стеки, влажные салфетки, изюм, сахар-песок, противни, смазанные маслом.
• Печка (из картона) для воплощения образа Емели, цветные ленточки (по количеству детей) для народной игры.
• Костюмы для детей и взрослых (русские народные сарафаны и рубашки)
Методические приемы:
Словесные (художественные слово, чтение потешек, исполнение песен, хороводов);
Наглядные (показ презентации, флипчарт, сценка с Емелей);
Практические (лепка).
Ход праздника
Танец «Весну звали!»
(дети в кругу)
Муз. рук: Мы собрались сегодня в зале,
Чтоб о Весне начать рассказ.
Всю зиму долгую мы ждали,
И очень рады ей сейчас.
Давайте заглянем в весенний лес.
Видеофрагмент «Пробуждение Весны» (с комментариями)
Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали один обряд - закликание весны.
Вспомним закличку (говорком).
Закличка «Ау, ау, аукаем!»
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март - солнцу рад;
Апрель, апрель – откроет дверь;
Май, май - сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
Ребенок: Весна, весна, проснись ото сна,
А ты, зима, ступай за моря.
Надоела ты нам, наскучила,
Наши ноженьки приморозила.
Ребенок: Весна, весна в пути,
К нам спеши придти!
Холод нам наскучил,
Ветер нас измучил.
Песня «Весна» муз. и сл. И. Меньших
(дети сели на стульчики)
Под музыку входит Весна.
Весна: Здравствуйте, мои друзья,
К вам пришла Весна-красна.
Несу с собой тепло и свет,
И солнца раннего привет.
Перелетные птицы появлялись в средней полосе в середине марта. Хотя первыми из перелетных птиц возвращались грачи, считалось, что весну приносят жаворонки.
В эти дни, согласно старинному обряду, в русских деревнях закликали и лепили из теста перелетных птиц, пекли их, мазали сладким душистым медом, ходили от дома к дому с закличками и попевками. Хотите я вас научу?
Лепка из слоеного теста
Закличка «Жаворонушки, прилетите-ка!»
Жаворонушки, прилетите-ка,
Весну-красну принесите-ка,
Нам зима то надоела, весь овес переела,
Хлеб да капустка - лучшая закуска!
«Чувиль-виль-виль» 3 раза
Чувиль-виль-виль, Жаворонушки,
Красна Весна на двор пришла.
Противень с птичками уносят в печь.
Весна: Красивые у вас получились птички. А теперь давайте послушаем, какие еще вместе со мной птицы прилетают.
Музыкальные загадки
Отгадки-картинки на экране
Муз. рук: Но есть птицы, которые с нами всю зиму зимуют и тоже очень сильно ждут появление Весны. Вспомним «Воробьиную песенку».
«Воробьиная песенка» муз. и сл. Е. Шаламоновой
Весна: А сейчас мы узнаем, какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Флипчарт «Белая и зеленая полянки»
Весна: Молодцы, справились. А где же птичкам весною жить? Давайте построим им скворечник.
Флипчарт «Собери скворечник»
Но какой же весенний праздник без чуда, без сказки.
Под музыку въезжает Емеля на печке.
Емеля: Вас приветствую сердечно.
Долго ехал я на печке,
Отыскал вас еле-еле
А зовут меня …
Дети: Емеля!
Весна: Ребята, из какой сказки к нам Емелюшка приехал?
Дети: «По щучьему велению».
Воспитатель: Иди, Емеля к нам на праздник.
А то все бока отлежал.
С нами хоть немного поиграй!
Емеля: Вот еще чего захотели. Мне и на печи хорошо лежать.
Весна: Так и пролежишь всю жизнь на печи. А ведь в народе есть поговорка. Ребята, давайте скажем ее Емеле.
Дети (хором): Хочешь есть калачи,
Не лежи на печи.
Емеля: Калачи то я люблю.
Воспитатель: А ребята знают такую игру - «Калачи».
Игра «Калачи» р. н. м.
Емеля: Молодцы, весело играли, а мне, если что надо будет, то я у щуки попрошу.
Воспитатель: Вот ты нам и помоги,
Исполнение желаний у щуки попроси.
Чтоб скорее ручьи зажурчали,
Птичьи песни зазвучали!
Емеля: Ладно уж! (слезает с печи, берет балалайку)
Воспитатель: А балалайку – то зачем берешь?
Емеля: Так с ней веселее.
Воспитатель: Ты лучше ведро возьми,
И им щуку зачерпни.
Емеля берет ведро, идет к проруби.
Емеля: Ну вот и дошел.
Сейчас водичку зачерпну,
Ой, а вот и щука, здорово!
Ты мне как раз и нужна.
Дело к тебе очень важное.
Щука: Слушаю тебя, Емелюшка, говори, чего тебе надобно.
Емеля: Надо чтоб ручьи везде потекли,
Да тепло стало.
Щука: Для этого надо Весне помочь цветные лучики разобрать.
Емеля: Спасибо тебе щука за совет
Плыви себе на просторе,
Да не попадайся мне боле
Весна:А вот и лучики мои цветные.
Игра с ленточками (Т. Суворова)
Весна: Ярче вы лучи сияйте,
И земельку согревайте,
Зеленейте стебельки
Расцветайте все цветки.
Из-за моря вереницей,
Поскорей вернитесь птицы!
Муз. рук: Улетели все метели,
Убежали холода.
Светит солнышко сильнее,
Нету снега, нету льда!
Громко птицы распевают.
Все Весну-Красну встречают!
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода!»
Входит Весна с печеными птичками.
Весна: Спасибо вам, мои друзья!
Птичек ваших принесла.
Танец «Весенняя песенка» муз. А. Ермолова