Зарема Таболова
Сценарий деловой игры «Путешествие по родному краю. Алагир»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории, культуры, традиций родного края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Сценарий деловой игры
«Путешествие по родному краю»
Ведущий: старший воспитатель Таболова З. М.
Команды педагогов: «Золотой тур»
«Райский уголок»
«Гуызмайы чызыт»
Педагогический тренинг
1команда: Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в краеведческой работе в ДОУ?
-целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
- беседы с детьми о городе Алагир, Северной Осетии;
- использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- знакомство детей с народной декоративной росписью, с элементами национального орнамента;
- чтение произведений детской литературы;
- просмотр слайдов и видеофильмов о городе;
- рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование;
- рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;
- использование проектной деятельности;
- привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада);
- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).
2 команда: Охарактеризуйте самые эффективные технологии образовательного процесса, которые вы используете в процессе ознакомления детей с родным краем или родным городом.
- музейная педагогика;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности (коллекционирование, опыты, путешествие по карте и т. д.);
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ»;
- технологии предметно – развивающей среды.
3 команда: Какие образовательные области затрагивает знакомство с народной культурой? (все)
1 команда: Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
2команда: Имеют ли место в вашей практике те или иные формы работы с родителями, направленные на их приобщение к традициям и культуре родного края.
(составление вместе с родителями генеалогического дерева, проведение экскурсий на место работы родителей, по достопримечательностям города, организация совместных праздников, мероприятий и игр, тренингов, мастер-классов, наглядная информация).
3 команда: Какова роль педагога в воспитании дошкольников по приобщению к национальной культуре и традициям, родному краю?
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. Если педагог сам не владеет знаниями о родном крае. Сейчас мы с вами и узнаем, насколько вы владеете таковыми знаниями.
Задание №1 блиц-опрос «Мой родной город»
- Год образования г. Алагира.
- Откуда произошло название города? или Что означает название города?
- Именами каких известных людей названы улицы нашего города?
- Достопримечательности города.
- Какие вы знаете легенды Алагира, Алагирского района или Республики.
- Архитектор Алагирского собора (известный русский архитектор и художник, князь Г. Г. Гагарин.)
- Кто в 1888—1890 гг. заново выполнил внутреннюю художественную роспись стен и потолков в Алагирском соборе? (Коста Хетагуров)
- Какие малочисленные народы проживают на территории нашей республики?
- Назовите детских осетинских писателей (Коста Леванович Хетагуров, Геор Чеджемов, А. Кайтукова, Измаил Айларова, Гино Баракова, Володя Царукаева, Клара Джимиева, Мухарбек Кочисов, Римма Хабаева Хабаева-Гаджинаева, Бабе Мамсуров, Милуся Будаева)
Слайды 1.
Задание №2 «Как мы знаем осетинские и русские пословицы и поговорки»
На слайде осетинские и русские пословицы и поговорки, участники игры должны ее досказать (отвечают команды по очереди)
- Хист р н й фындз ас рф м й …. зонд й баф рс;
- Мады з рд - риссаг, фыды з рд …. - м тг наг;
- рыгон й цы базонай – дурыл фыст, з ронд й цы базонай…. – митыл фыст;
- Хист р н й ных й сой т дзы, й дзых й…. - мыд;
- Б лас – уид гт й фидар, л г…. – х л ртт й;
- «Жизнь дана на добрые…. дела»;
- «Дело мастера…. боится»;
- «Где родился – там и. …пригодился»;
- «Старость не радость, бедность. ….не корысть»;
- «Видна птица по полёту, а человек – по делам»;
- «Слово – серебро, молчание – золото».
Задание №3. Отгадать осетинские загадки. Команды загадывают друг другу:
- Арм й армм тъ пп-тъ б ртт, Чысыл арв й мит ф къ ртт (сасир)
- н ф р т, н дз буг й ск ны х дзар (цъиу)
- Базырт йын ис, ф л н т хы, Къ хт йын н й, ф л й н баййафдзына (касаг)
- Уырызм гал фондзысс дз х доны (къабуска)
- Б нд н хизы м род н рсы (нас)
- Цыппар л г н иу худ (стъол)
- Даргъ лагыл цыбыр рон (дон м хид)
- Дзыккут йыл уыди, м чызг н уыди, Тымбыл уыди, м айк н уыди, - Къ дзил ын уыди, м мыст н уыд (булкъ)
- С рд у л м ц уы, зым г - д л м (к рд г)
Слайды 2.
Задание №4 «Угадай мотив орнамента»
Старший воспитатель демонстрирует 6 мотивов орнаментов Народов России. Участники игры должны отгадать мотивы орнамента (осетинский орнамент, хохлома, гжель, дымка и жостовские узоры, палехская шкатулка, русские узоры)
Задание №5 Черный ящик: Задание: что находится в черном ящике: Приготовление этого продукта относится к самым древним занятиям осетин. История его уходит корнями в скифо - аланские времена…Судя по многочисленным глиняным кувшинам различных размеров, найденных в Змейском аланском городище, можно полагать, что приготовление этого продукта было широко распространено у наших предков – алан. О нем писали статьи и даже целые исследования. Этим продуктом заинтересовалась даже Петербургская военно-медицинская Академия, в лаборатории которой был произведен его химический анализ, получивший там высокую оценку. Без него не обходится не одна осетинская семья. Производство этого продукта широко распространенно в Северной Осетии. (осетинский сыр).
Слайды 3.
Задание №6 «Предметы старины»
- Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
- К рд г – й хал г, дур – й цыргъг н г (ц в г)
- Н сау с гъ х ры м х рын й не,фс ды (пир н)
- Ни свет, ни заря - Пошел согнувшись со двора. Предмет, для переноса воды в старину? (коромысло)
- Парень дюжий он и крепкий, Без труда глотает щепки. Хоть и ростом невелик, А пыхтит, как паровик (самовар)
Задание №7 «Исключи лишнее» (по картинкам)
1 команда: Назовите птиц, которые живут в наших краях: горихвостка, трясогузка, синица, тетерев, степной орел, стервятник, бородач, голубь, черный дрозд, куропатка, улар, кукушка, ястреб-тетеревятник, ушастая сова (не водятся у нас: фазан, пеликан, фламинго, чайка, колибри, белая сова, клест-еловик)
2команда: Лекарственные растения, которые растут в наших краях: зверобой, кипрей или иван-чай, мать-и-мачеха, тысячелистник, чистотел, шиповник, мята, валериана (не растут у нас: лаванда, морошка, голубика)
3 команда: Назовите деревья, которые растут у нас: ясень, тис ягодный, береза Радде, рябина, бук, сосна, дуб (не растут у нас: сакура, инжировое дерево, пальма, баобаб, бутылочное дерево)
Задание №8 Домашнее задание «Туристическое агентство»
Каждой команде необходимо презентовать маршрут отдыха или выходного тура по нашей Осетии или по Алагирскому району (Презентация маршрутов отдыха: название маршрута, фото или видео презентация, особенности данного места, влияние на здоровье и самочувствие человека).
Ведущий подводит итоги семинара. Жюри объявляет победителей. Вручает награды.