Марина Мельник
Сцеарий развлечения «Казачьи посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Казачьи посиделки»
Автор: Мельник Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ДСКВ №26
Месторасположение: город Ейск, Россия
Цель:
• Воспитание любви и уважения к традициям кубанской семьи, их почитанию.
• Укрепление традиций семейного воспитания, сплочение, детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• Приобщить детей к творчеству кубанских поэтов и композиторов; передавать знания в танцах, хороводах, играх, песнях, чтении стихов;
Публикация «Сцеарий развлечения „Казачьи посиделки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• развивать познавательные способности;
• воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, чувство сопереживания, гордость за свой народ, желание преумножать ее богатство;
• бережно относиться к природе;
• воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию.
Методы и приемы:
словесные: стихи, беседа, загадывание загадок, вопросы к детям; практические: самостоятельная деятельность детей по выполнению музыкально-ритмических движений, подвижные игры.
Предшествующая работа:
Разучивание песен «Я стану казаком» (муз., слова народные, «Гимн Кубани» (слова полкового священника К. Образцова, положенный на народную музыку, в обработке профессора В. Захарченко.); «Ой, да на Кубани» (муз., сл. народные, знакомство с пословицами и поговорками о семье; разучивание русской народной игры «Выбирай», «У дедушки Трифона», виртуальное экскурсия в кубанскую станицу Тамань.
Действующие лица:
1. Хозяин и хозяйка – дети
2. Скоморохи: Прошка и Федул
3. Бабушка – девочка
4. Казаки и казачки – дети, участники посиделок.
Атрибуты: гармонь, подкова, шумовые инструменты: трещотки, ложки, рубель, коробочка, макет кубанской хаты, плетень, бревна, лавочки, самовар, утварь, лошадь с телегой, стог сена, рушники.
Ход:
(Под казачью музыку в зал входят девочка – хозяйка и мальчик – хозяин в кубанских костюмах)
Хозяйка: Люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть? Вам ли сегодня грустить и печалиться?
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости! Коль к нам пришли, будьте как дома.
(Под кубанские напевы дети в кубанских костюмах
«тройками» входят в зал).
Первые: Не беспокойтесь, хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Вторые: Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят.
Третьи: Дома сидеть – ничего не видеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Четвертые: Туда голуби летают, где их привечают.
Пятые: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей! По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
Дети исполняют песню «Ой, да на Кубани»
Хозяйка:
На завалинках, в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
(Дети выбирают считалками водящего, становятся в хоровод.
Игра проводится 2 раза)
Считалки (автор Мельник М. В.) :
1. Жили-были на Кубани,
Дед Федот и баба Маня.
Сыновья – Семен, Андрей,
Близнецы – Артем, Сергей,
Маргарита, Василиса,
И последышек Антон.
Всем мешает веселиться,
Выходи из круга вон!
2. Баба Мила, Баба Мила,
День порядок наводила.
Геть, Варвара, мой посуду,
А она кричит: «Не буду,
Пусть помоет Ермолай,
Я совсем еще мала»,
«Где ты видела такое,
Что казак посуду моет?
Тай Ермолки не видать,
Будешь ты его искать!».
Проводится народная игра-хоровод «У дедушки Трифона»
(Выходят 3 девочки – казачки)
1 девочка:
На Кубани так идет,
Что талантливый народ,
Сам по себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец,
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
2 девочка:
Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора,
Песни петь да плясать, Всех в округе забавлять.
(Подходят в бабушке, сидящей возле прялки)
3 девочка:
У бабушки нашей прялка была. Что ты, бабушка, нам прясть дашь?
Бабушка:
Старым старушкам – шерсти клубок,
А красным молодушкам – белый ленок.
А вы, девки белые, что зимою делали?
Девочки: А мы время не теряли,
Рушники вам вышивали!
Исполняется танец с рушниками.
Хозяин и хозяйка:
Как при сказочном царе,
При царе Горохе,
Шли веселою гурьбой…Скоморохи!
(Под музыку дети встречают Скоморохов)
1 скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки
2 скоморох: Я – скоморох Прошка,
1 скоморох: А я Федул – скоморошка!
Прошка: Федул, Федул, чего губы надул?
Федул: Кафтан прожег!
Прошка: Зачинить можно?
Федул: Может да, может нет.
Прошка: Велика ли дыра?
Федул: Один ворот остался!
Прошка: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
Федул: Они срезали по пруточку, они сделали по гудочку.
Вместе: Вы гуды, гуды, гудите, парней, девок веселите.
Звонко музыка играет, казачаток приглашает!
Хозяйка: Как на нашей улице весь народ волнуется,
Едут-едут казаки, удалые молодцы.
Шашки остры, кони чисты, хороши кавалеристы!
Хозяин: Едут-едут казачата по степи широкой,
Песня звонкая летит далеко-далеко!
Исполняется песня мальчиков – казачат «Я стану казаком»
Федул: Ай, да молодцы! Славно у вас получается. А наши посиделки продолжаются. И по кубанскому обычаю, как водится, посиделки без игр не обходятся!
Прошка: У меня, скомороха Прошки,
Игр да забав полное лукошко.
Казачатки, в круг вставайте,
И со мною поиграйте!
Проводится игра «Передай подкову»
Федул: Молодцы, сразу видно, достойная смена казакам растет, родным – на радость, Родине – на Славу! Много пословиц и поговорок у русского народа: о матери, о солнышке, о Земле родимой.
Прошка: А какие же поговорки у казаков есть? Ну, ребята, кто из вас казачьи поговорки знает?
Поговорки:
• Не хвались, в поход собираючись,
А хвались, с похода едучи.
• Всяк свистнет, да не по-казацки.
• И шашка остра, а дух сильнее.
• Где казак, там и слава.
• Казак без коня – сирота.
• Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
• Не в усах казачья слава.
• Казак без седла, что черкес без кинжала.
• Конь казаку лучший друг.
• Казак сам не ест, а коня накормит.
Федул: А вот задание потруднее будет. Отгадайте-ка загадки казачьи.
Загадки:
Крепка, звонка, да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой (Сабля).
На чужой спине едет, на своей груз везет (Седло).
Какая обувь в огне изготавливается, и с ног не снимается? (Подковы).
Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями,
Искать царю чести, а себе славы (Казаки).
Сто один брат – все в один ряд, вместе связаны стоят (Сноп).
Летит птица крылата, без глаз, без крыл,
Сама свиснет, сама бьет (Нагайка, плетка).
Федул: Хорошо у вас, но пора и честь знать. Спасибо, хозяева, за веселье!
Прошка: И на добрую память дарим мы вам подковы, пусть они принесут вам счастье!
(Раздают подковы, под музыку уходят)
Ребенок: Песня, песня прибаутка,
И пропеть ее не шутка,
Чтобы песня от начала,
Словно реченька журчала.
Чтоб в деревне весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто: ни стар, ни мал
Под конец не задремал.
Ребенок: Веселил нас много раз наш кубанский перепляс,
И сегодня не скучаем, всех на песню приглашаем!
Песня-инсценировка «Казачок» (с игрой на шумовых инструментах)
Ребенок:
На хуторе нашем вишневом,
Где катится речка вольна,
В красивых девчачьих обновах
Весь год пламенеет весна.
Ребенок:
Проезжий, нездешний прохожий,
Заметит у тихой воды,
Здесь даже одежды похожи
На степь, огороды, сады.
Ребенок:
Взмыло солнце над полями,
Свет клубится над рекой, А вокруг, куда не глянешь,
Край кубанский, мой родной.
Ребенок:
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиман,
Все это родная Кубань!
Ребенок:
Могучие песни летят в поднебесье,
Открытая высь голубая,
И нет чудеснее края в России,
Чем наша родная Кубань.
Хозяин:
Распрягайте, хлопцы, коней,
Приглашайте вы девчат,
А вы, девицы-подружки,
Выходите танцевать!
Исполняется парный танец «Ой, да мы стояли на горе!»
Ребенок:
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Здесь примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом.
Ребенок:
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают,
Кубанцы на зависть умеют трудиться,
Там где-то саманный курень наш дымится.
Ребенок:
Люблю тебя край мой, простор Краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
Улыбку и радость на лицах казачьих,
Веселых и смуглых, простых и горячих.
Ты был на Кубани? А ты побывай!
Все вместе: Отличные люди, прославленный край!
Ребенок:
Моя Кубань – горы и поля,
Моя Кубань – щедрая земля,
Моя Кубань, гордый твой народ
Тебя своей любимою зовет.
Дети исполняют Гимн Кубани.
(После Гимна Хозяйка и Хозяин выносят каравай на рушнике)
Хозяйка: У нас на Кубани говорят: «будет хлеб – будет пища». Хлеб – батюшка, вода – матушка».
Хозяин: Зернышко к зернышку – будет мешок. Хлеб – кормилец. Если хлеба нет ни куска, так и в доме тоска.
Ребенок: Хлеб – это высокое, и очень красивое слово Новый хлеб, как первый ребенок, приносит в каждый дом радость и счастье. С ним сытно и тепло, без него холодно и голодно.
Ребенок: Хлеб – наш господин. Испокон веков его несли из печи до стола на рушнике и рушником покрывали. Хлеб – его величество.
Хозяин: Чай – здоровье, всякий знает,
Пей, хоть пять часов подряд,
«С чая лихо не бывает», -
Так в народе говорят.
Хозяйка: Велики просторы кубанского края. Крепко любят свою родину русские люди. И любят пить чай из самовара.
Самовар шипит, баранки на скатерти самобранке,
И конфеты, и печенье, и душистое варенье.
Ароматным вкусным чаем всех сердечно угощаем
Пейте чай, угощенье берите, чаще в гости приходите.
(Под песню «так будьте здоровы, живите богато»
все приглашаются к столу на чаепитие)