Виктория Кулешова
Зачем ребенку чувство ритма и как его развить?
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.
Публикация «Зачем ребенку чувство ритма и как его развить?» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Уч ные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм е сердца успокаивает и убаюкивает реб нка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещ до появления на свет! Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был надел н всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!
Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.
Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и МОГУТ ритмично двигаться чуть ли не от рождения — сразу начинают производить осознанные движения. С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме: ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.
Следует отметить, что наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет. Но и взрослые могут существенно улучшить свои показатели.
Тактируем ногами: маршируем на сч т 1 – 4. Первая и третья доли – сильные. Выделяем их более сильным ударом ноги. Меняем сильные доли на вторую и четв ртую. Оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.
Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли.
Тактируем руками на сч т. Сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.
Тактируем руками (хлопаем) под музыку.
Прохлопываем или протопываем детский стишок, к примеру, «Кошкин дом».
«Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмые: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом». Если занятие групповое, после отработки каждого размера можно поделить группу на 2 части, одна из которых шагает четверти, другая бежит восьмые.
Протопать-пробежать стихотворение (четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).
Учимся различать метр и ритм : половина группы под декламацию стиха «отшагивает» метр (сильные и слабые его доли, вторая половина – ритм (посложно). Это можно отхлопать, отстучать на сидении стула или барабане.
Марш, марш, левой! Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.
Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т. п.
Оркестр Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты — бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные — громче.
Например: тили-бОм, тили-бОм, загорЕлся кОшкин дОм.
Непослушные козлики Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они — козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад, а на сильные — бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).
Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.
Аплодисменты Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала — только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.
Например:
пусть всегдА будет сОлнце, пусть всегдА будет нЕбо или
пусть всегдА будет сОлнце, пусть всегдА будет нЕбо.
Ёжик и барабан Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить. Например:
С барабаном ходит жик.
Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум) Целый день играет жик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забр л случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Дождик Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).
Например:
Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва… Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!
или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т. д.
Повторюшка Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан, а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок — протопывать. Например:
2—2—3 или
3—3—1—3—1 или
1—2—2—2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире — паузы между ударами).