Галина Сустретова
Самовыражение детей с ОВЗ в творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми с ОВЗ, специалистам в первую очередь, важно помочь таким детям осознать себя, свои интересы, потребности, насколько, конечно, это возможно. Занятия, направленные на самовыражение детей в творческой деятельности проводятся педагогом-психологом как индивидуально, так и в группе. Возможно, присутствие обычных детей среди детей с ОВЗ. Приведенные ниже мной упражнения могут проводиться как отдельно друг от друга, так и в комплексе.
Публикация «Самовыражение детей с ОВЗ в творческой деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Упражнение1. «Мое тело и его тень». Если занятия проводятся на улице, то день должен быть солнечным, группа располагается рядом со стеной здания во дворе или на спортивной площадке – в зависимости от угла падения солнечных лучей. Если же занятия проходят вечером, то в помещении с гладкой белой или серой стеной, при наличии проектора. Включается музыка, которая звучит то быстро, то медленно. Психолог обращает внимание детей на определенные части их тела, например: поднимает вверх правую руку, затем левую ногу, машем головой. Со временем ведущий обращает внимание ребят на их тень на стене. Специалист показывает каждому ребенку, где его тень. Дети машут своей тени, прыгают вместе с ней, делают различные «па». Задача психолога в данном случае в том, чтобы убедиться, что каждый ребенок идентифицирует свою тень. Когда специалист убедился в этом, то задача усложняется. Далее, каждый ребенок выбирает мелок или краску того цвета, какой ему нравится. Психолог предлагает детям не двигаться, а посмотреть на свою тень и запомнить, что она делает. Если ребенок захочет, то может изменить свою позу, более приемлемую для него и замереть на несколько секунд. Ведущий быстро обводит контур тени, подчеркивая экспрессию движения. Дети могут перемещаться по несколько человек, создавая совместные композиции, так чтобы тени соединялись, пересекались, соприкасались. Каждый ребенок должен поставить на силуэте какую-то свою отметку там, где захочет, например палочку, кружок, треугольник. Если ребенку с ОВЗ это сделать трудно, то педагог или ребенок с нормативным интеллектом помогают ему в этом. Педагог-психолог комментирует силуэт каждого ребенка. Например: «Это Ванина тень – по ней видно, что он большой, сильный, смелый. А рядом стоит Маша – такая маленькая и худенькая». Важно, чтобы цветные контуры тени действительно были индивидуальными и выразительными и чтобы каждый мог получить внимание и одобрение группы.
Упражнение 2. «Игра в маски». Это упражнение лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Здесь понадобятся зеркало, плотный лист ватмана, акварельные краски, маленькие губки. Ватман делится на листы размером чуть больше головы. На первом листе рисуется овал, и ведущий закрывает им свое лицо. Психолог говорит ребенку о том, что сейчас мы будем делать маску. «Посмотри, я спрятался, ты меня не видишь, но сейчас я сделаю дырку, и ты сможешь увидеть мой глаз. Вырезается дырка на уровне глаза, педагог-психолог смотрит на ребенка через эту дырку, затем ребенку предлагает тоже посмотреть через это отверстие. Затем вырезается дырка для второго глаза и специалист по очереди с ребенком смотрят через оба эти отверстия. Затем последовательно вырезаются дырки для носа и рта, с предварительными оговорками: «У нас есть дырки, чтобы смотреть, а теперь сделаем дырки, чтобы дышать и говорить». Таким образом, мы знакомим ребенка с процедурой открывания и закрывания лица. Если ребенок воспринимает это занятие положительно, с интересом, то можно еще поработать с эмоциональной сферой: раскрасить маску, сделав ее веселой или грустной. Для этого выбираются грустные или веселые краски. Хорошо бы сделать несколько масок. При высыхании маски вырезаются и поочередно накладываются на лицо взрослого и ребенка с соответствующими комментариями.
Упражнение 3. «Цветные дорожки». Для этого упражнения необходимо подготовить широкие емкости с разведенной краской различных оттенков, которых должно быть не менее шести. На полу раскладываются от четырех до шести больших листа ватмана или картона. Педагог-психолог может на примере своих пальцев или ладони наглядно показать, как сделать цветной отпечаток на дорожке. Потом специалист раскрашивает природный материал: листочек, веточку дерева, шишки, подключая, по возможности, к этому занятию ребенка или группу детей. Затем, такая же процедура проделывается с игрушками, например: куклой, собакой, мишкой. Психолог рассказывает и показывает детям (если это группа) или ребенку, какие красивые и разные следы получаются на дорожках. В конце специалист предлагает детям намазать свои стопы и тоже пройтись по дорожке. У многих детей это вызывает неописуемый восторг. Если же дети не решаются или отказываются проделать это на себе, ведущий может намазать себе ноги и пройти по дорожке, показывая ребятам, какие остаются следы.
Упражнение 4. «Скульптуры из глины, пластилина, теста или массы для лепки». Хорошо, если психолог заранее знает предпочтения ребенка по выбору того или иного материала, с которым ему больше всего нравится работать. Для работы необходимо несколько кусочков того или иного материала, доска. Одному из кусочков, выбранного материала, педагог-психолог придает форму шара, тоже самое предлагается сделать ребенку. Приговаривая при этом: «Посмотри, сначала я делаю мячик, а затем раскатываю из него колбаску». По моим наблюдениям, детям, особенно с сочетанными патологиями, больше всего нравится из шариков делать колбаску. Нужно подключить воображение и помочь ребенку сделать из колбаски того или иного животного. Нужно обязательно хвалить ребенка за его работы и непременно показывать их творчество родителям.
Упражнение 5 «Игры с куклами». В этих играх используются куклы, созданные совместно с ребенком или индивидуально для каждого ребенка. Куклы должны быть изготовлены из различного материала, например: шерсти, шелка, батиста, фетра для полноты тактильного восприятия ребенком. Для того, чтобы ребенок почувствовал, что это его кукла можно вместе с ним доделать ее: нарисовать глаза, приклеить рот, раскрасить сарафан. Кукол можно одевать, раздевать, кормить, хвалить, ругать, делать с ними зарядку, сажать на стул, катать в коляске. Замечено, что во время игры с такой индивидуально сделанной куклой легче моделировать поведение ребенка. Если взрослый разговаривает с ребенком при помощи куклы, то это вызывает больший эмоциональный отклик, чем, если бы взрослый сам просто говорил. Таким образом, в реабилитации можно использовать куклу для лучшего усвоения ребенком схемы тела, выражения своих эмоций и моделирования поведения.
Здесь представлены одни из тех немногих упражнений, которые направлены на то, чтобы помочь детям с ОВЗ сформировать представление о себе и окружающем мире. Процесс «творческого действия» группы высвобождает эмоции всех участников. Принимающий в нем участие ребенок с ОВЗ получает возможность взаимодействовать с другими детьми, почувствовать атмосферу спонтанной радости и игры. Каждому специалисту, работающему с детьми с особенностями в развитии необходимо помнить о том, что коррекционно-развивающая работа в творческой деятельности проводится с учетом индивидуальности каждого ребенка и состояния его здоровья.