Елена Мельникова
Самостоятельность ребенка в 4 года. Критерии оценки
▼ Скачать + Заказать документы
Мельникова Елена Витальевна
Можно ли проверить сформированность навыков самостоятельности в повседневной жизни у детей 4-го года жизни?
Сегодня уже звучит как аксиома тезис о том, что ребенка, чтобы он мог обслуживать себя в повседневных ситуациях и играть сам, нужно, чтобы его этому научили.
Понятие навыков в повседневной жизни достаточно обширное, акцент будет сделан на формировании навыков самостоятельности в бытовой и игровой деятельности, то есть в формировании навыков самообслуживания у младших дошкольников и навыков самостоятельности в игре.
Темочки:
Наиболее ярко детская инициатива и самостоятельность проявляются в игровой деятельности, что подтверждается исследованиями А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.
Формирование навыков самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в практике образовательной деятельности ДОУ использовать различные игровые модели, помогающие ребенку запомнить алгоритм движения, помогающий освоить тот или иной бытовой навык; создавать проблемные ситуации, активизирующие детей к проявлению самостоятельности в повседневной жизни; использовать дидактические и пальчиковые игры, активно включаемые воспитателем в различные виды детской деятельности с целью развития мелкой моторики, любознательности, инициативы, так необходимых для проявления самостоятельности ребенка в быту и в игровой деятельности.
Главным методом является педагогическое наблюдение за детьми 3-4 лет во время пребывания их в детском саду в разные режимные моменты.
Выделим следующие уровни развития навыков самообслуживания у дошкольника 4-го года жизни :
- высокий уровень – ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного навыка самообслуживания, таких как: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (3 балла);
- средний уровень – ребёнок иногда испытывает затруднение в выполнении каких либо навыков, что требует помощи взрослого: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (2 балла);
- низкий уровень – ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого в выполнении навыков: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (1 балл).
Поскольку в навыках самостоятельности в повседневной жизни были выделены и навыки самостоятельности в игре, то выявление их сформированности также происходит посредством наблюдения за игрой детей.
При наблюдении за детьми обращалось внимание на самостоятельность ребенка в игре. С этой целью воспитателем создавалась игровая ситуация, которая подталкивала ребенка к выполнению тех или иных игровых действий. Например, воспитатель говорила, что кукла плачет, может она голодная? Детям подана идея, а дальше воспитатель наблюдает, как через игровую деятельность детей идея развивается в игровых действиях каждого ребенка.
Воспитатель наблюдает: кто из детей самостоятельно включается в игру, помогает тем, кто не смог начать игру; кто высказывает свои желания в начале и процессе игры; кто взаимодействует со сверстниками в игре и занимает позицию сотрудничества, считаясь с желаниями других детей.
Критерии оценивания навыков самостоятельности в игре :
1) инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от дошкольника принятия быстрых решений);
2) настойчивость (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств;
3) умение ориентироваться по обстоятельствам.
Были выделены следующие уровни развития навыков самостоятельности в игре :
- высокий уровень – ребёнок часто проявляет инициативу в самостоятельном выборе игры, проявляет настойчивость в преодолении проблемных ситуаций в игре, обладает навыками ориентироваться по обстоятельствам (3 балла);
- средний уровень – ребёнок не часто проявляет инициативу в самостоятельном выборе игры или игровых действий в совместной со сверстниками игре, испытывает затруднения в самостоятельном включении в игру сверстников, недостаточно проявляет настойчивость в преодолении проблемных ситуаций в игре, испытывает затруднения ориентироваться по обстоятельствам игры, нуждается в подсказке взрослого (2 балла);
- низкий уровень – ребёнок не обладает навыками самостоятельной игры, или самостоятельного выбора игровых действий в совместной игре со сверстниками, не может без помощи взрослого включиться в игру сверстников, необходима постоянная помощь взрослого в преодолении проблемных ситуаций в игре (1 балл).