Рита Ефанова
Общие закономерности психического развития. Предпосылки формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие развитие онтогенез филогенез. Общие закономерности психического развития.
2. Предпосылки формирования личности. Кризис одного года. Учет индивидуальных и типологических особенностей младенца в воспитании и обучении
3. Восприятие, его физиологическая основа, вид, свойства восприятия.
1. Понятие развитие онтогенез филогенез. Общие закономерности психического развития.
Темочки:
Индивидуальное развитие организма называется онтогенез. К. Э. Бэр в 1828 г. сформулировал закон индивидуального развития, в котором наряду с планами строения организма выделил отвечающие им схемы развития. Его интересовал вопрос, как строится организм? Онтогенез он рассматривал как процесс построения организма. В основные положения закона индивидуального развития К. Э. Бэра вошли:
1. Общее каждой более крупной животной группы образуется в зародыше раньше, чем специальное.
2. Из более общего в области отношения форм образуется менее общее и так далее, пока, наконец, не возникает самое специальное.
3. Зародыш каждой животной формы отнюдь не повторяет при развитии другие животные формы, а, напротив, скорее обосабливается от них.
4. В основе своей, значит, что зародыш высшей животной формы никогда не бывает подобен другой форме, а лишь ее зародышу.
В итоге К. Э. Бэр делает заключение о том, что история развития особи есть история растущей во всех отношениях индивидуальности. В ходе онтогенеза происходит преобразование её морфофизиологических, физиолого-биохимических и цитогенетических признаков.
Термин филогенез ввел Э. Геккель в 1866 году. Филогенез изучает историю возникновения и развития вида (Phyle – племя, genesis – развитие). В более широком плане филогенез отражает историческое развитие живых организмов на Земле. Раздел биологии, изучающий филогенез, называется филогенетикой. Термин «филогенетический» часто используют как синоним термина «эволюционный». Но следует иметь в виду, что филогенетика не изучает механизмы эволюции, а лишь констатирует родственные связи между таксонами (от царств до видов).
Выражение «филогенетические преобразования» следует понимать как преобразования в ходе исторического развития группы организмов. В современной филогенетике используют данные не только палеонтологии (по Геккелю, но и генетики, биохимии, молекулярной биологии, этологии, биогеографии и физиологии. Последнее в большей степени интересует нас.
Графическое изображение филогенеза – родословное (филогенетическое) древо. Основной движущей силой, определяющей адаптивный характер филогенетических преобразований организмов, является естественный отбор. Конкретные направления филогенеза ограничиваются исторически сложившимися особенностями генетической системы, морфогенеза и фенотипа каждой конкретной группы.
Таким образом, онтогенез – это индивидуальное развитие opганизма, в ходе которого происходит преобразование его морфофизиологических, физиолого-биохимических и цитогенетических признаков. Онтогенез включает две группы процессов: морфогенез и воспроизведение (репродукцию). В результате морфогенеза формируется репродуктивно зрелая особь. Онтогенез характеризуется устойчивостью – гомеорезом. Гомеорез – это стабилизированный поток событий, который представляет собой процесс реализации генетической программы строения, развития и функционирования организма.
Основные типы онтогенеза:
1. Онтогенез организмов с бесполым размножением и/или при зиготном мейозе (прокариоты и некоторые эукариоты).
2. Онтогенез организмов с чередованием ядерных фаз при споровом мейозе (большинство растений и грибов).
3. Онтогенез организмов с чередованием полового и бесполого размножения без смены ядерных фаз. Метагенез - чередование поколений у кишечнополостных. Гетерогония – чередование партеногенетического и амфимиктического поколений у червей, некоторых членистоногих и низших хордовых.
4. Онтогенез с наличием личиночных и промежуточных стадий: от первично-личиночного анаморфоза до полного метаморфоза. При недостатке питательных веществ в яйце личиночные стадии позволяют завершить морфогенез, а также в ряде случаев обеспечивают расселение особей.
5. Онтогенез с выпадением отдельных стадий. Утрата личиночных стадий и/или стадий бесполого размножения. Утрата конечных стадий и размножение на ранних этапах онтогенеза: неотения.
Сам Л. С. Выготский выделил следующие законы психического развития :
1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;
2. закон метаморфозы в детском развитии : развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);
3. закон неравномерности детского развития : каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;
4. закон развития высших психических функций : ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.
Современная возрастная психология рассматривает закономерности развития психики человека в онтогенезе.
Существует масса факторов, определяющих психическое развитие, их условно можно поделить на внутренние (биологизаторы) и внешние (социологизаторы).
Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям :
1. Основной механизм – социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты.
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей, отношений, принятых в данном обществе, в его собственном опыте, т. е. в процессе и итоге социализации человек приобретает и усваивает навыки, умения, идеи, взгляды, ценности и ориентации, принятые в данном обществе.
У человека, в отличие от животных есть мощное средство социализации – речь, рождаясь, человек попадает не только в природную, но и культурно-историческую среду, одно из средств которой – речь. Природа слова двояка, это не только колебания воздуха, но и определенный смысл, понятие. Кроме этого, человек должен усвоить нормы, ценности, традиции данного общества – иначе асоциален, общество наложит санкции, подвергнет остракизму. Любая норма запечатлена знаком, имеет код, свой определенный смысл (супружеская верность).
В «Теории культурно-исторического развития высших психических функций» (свойственны только человеку) Л. С. Выготского 2 основных постулата:
1. Речь и правило, которое есть в обществе есть знак, вторая сигнальная система;
2. Каждая психическая функция «появляется на сцене дважды» : сначала как категория интерпсихическая (межличностная, в общении между людьми) и затем интрапсихическая (внутренняя).
2. Предпосылки формирования личности. Кризис одного года. Учет индивидуальных и типологических особенностей младенца в воспитании и обучении
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами – он отдает себе отчет в том, почему в данном случае следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для данного человека более и что менее важно, значимо. Так, например, он может отказаться от билета в кино, если не закончена важная работа, или не поехать в увлекательную туристическую поездку, чтобы ухаживать за больными родителями.
Ребенку только предстоит этим овладеть. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь постепенно приобретает определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, вещам, свои способы поведения.
Ребенок не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние воздействия, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми.
Так, например, ребенку всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушки приобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.
Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
Вместе с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.
На индивидуальные особенности детей оказывают влияние разные факторы - природные ресурсы, воспитание, обучение, условия жизни. Различия между детьми проявляются: в темпе психического развития, в темпе овладения различными видами деятельности, в темпе развития психических процессов и качеств личности.
Наряду с разным темпом у детей обнаруживается, а с возрастом увеличивается индивидуально-психологические качества, характер, воля, интересы, способности.
Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.
Главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.
3. Восприятие, его физиологическая основа, вид, свойства восприятия.
Восприятие - это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
1. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга; далее оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств - механизм возникновения ощущений.
2. Физиологические механизмы восприятия включаются, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира - перцептивные зоны. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений; при поражениях или нарушении работы интегративной зоны человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит.
3. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.
4. Восприятие является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.
5. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
• образуемые в пределах одного анализатора - при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности; например, мелодия - своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор как один сложный раздражитель.
• межанализаторные - образуемые при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.).
Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Основные свойства и виды восприятия
К основным свойствам восприятия следует отнести:
• предметность,
• целостность,
• структурность,
• константность,
• апперцепция,
• осмысленность,
• активность.
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.
К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.
Целостность.
Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность.
Восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например: мелодия. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Константность.
Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
• Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
• Константность восприятия величины предметов - относительное постоянствовидимой величины предметов при их различной удаленности. Рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной.
• Константность восприятия формы предметов - относительная неизменность восприятия предметов при изменении их положения. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется, однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.
Апперцепция- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. При восприятии активизируется прошлый опыт, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
На точность, ясность и содержание восприятия оказывают значительное влияние:
• знания и опыт,
• поставленная задача,
• мотивы деятельности,
• интересы и направленность.
Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например: установки у работников аэропортов; эмоциональная окраска воспринимаемой информации у матери спящего ребенка - может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Ошибочное (ложное) или искаженное восприятия называется иллюзией восприятия.
Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
Осмысленность. Не смотря на то, что восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением - сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 2003;
2 Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1997;
3. Немов Р. С. Психология. – М., 2000;
4. Обухова Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. – М., 1995;
5. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. – 1994 – №1.