Тамара Агунович
Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогических работников
дошкольных образовательных учреждений.
Оглавление
Введение…стр. 4
Основы нормативно-правовой базы…. стр. 6
Сравнительный анализ традиционной и современной модели аттестации….стр. 19
Алгоритм самоподготовки педагога к аттестации с учетом нового профстандарта
…. стр. 20
Приложения….стр. 21
Публикация «Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта, Часть 1» размещена в разделах
Примеры практических кейсов для решения…. стр. 26
Ответы…. стр. 27
Использованные источники…. стр. 28
Введение.
Одной из важнейших современных проблем в сфере образования и регулирования трудовых отношений является аттестация педагогических работников. Аттестация – это проверка деловой квалификации работника, также это одно из наиболее действенных средств, позволяющих работодателю выявлять перспективы использования потенциальных возможностей работников, обосновывать необходимость расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым квалификационным требованиям.
В эпоху цифровых технологий и внедрения инноваций образовательное пространство быстро меняется и характеризуется частым обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на пути профессионального роста.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на новый этап инновационного развития. Его содержательные приоритеты обозначены в национальной инициативе. Национальная система учительского роста (НСУР) – это государственная гарантия развития и поддержки учителя. НСУР выступает главным интегратором педагогической жизни страны, обуславливающим укрепление единого образовательного пространства. «Один из важнейших механизмов обеспечения формирования НСУР - установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации».
Основываясь на анализе лучшего российского и зарубежного опыта в осуществлении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории, разработан единый методологический подход к построению и реализации новой модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
В настоящее время уровень овладения педагогами предметными компетенциями в условиях цифровой образовательной среды приобретает решающую роль. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех, поэтому результаты апробации новой модели аттестации, в которой педагоги принимают участие на добровольной основе, являются очень важными».*
Актуальность данных методических рекомендаций заключается в том, что в связи с введением профессионального стандарта педагога и внедрением нового порядка аттестации возникла необходимость рассмотреть вопросы подготовки к аттестации педагогов дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к соискателям первой и высшей категории, а также тем, кто проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Социокультурные вызовы современного общества предъявляют все более высокие требования к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, профессиональной подготовке. Обновление системы общего образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания. Все это обязывает совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, их подготовку к работе в новой образовательной ситуации в условиях личностно-профессионального роста, в чем немалую роль играет аттестация и подготовка к ней.
Современный уровень состояния образовательной системы обусловливает необходимость овладения педагогами научно-теоретическими знаниями о современных образовательных технологиях, умениями самоанализа педагогической практики и прогнозирования результатов своей работы, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости освоить новую систему аттестации с целью создания оптимальных условий для личностно-профессионального роста педагогов.
Существуют противоречия, мешающие качественно подготовиться к аттестации с учетом новых требований :
- между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества воспитателей и реальным состоянием этого вопроса;
- между постоянно растущими требованиями к педагогам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;
- между требованиями нового прядка аттестации и отсутствием готовности воспитателей к этому процессу.
Для устранения этих противоречий и предназначены данные рекомендации. Они помогут педагогам ДОУ освоить алгоритмом прохождения аттестации в условиях введения нового профессионального стандарта педагога, облегчить процесс самоподготовки к аттестации.
Цель методических рекомендаций: знакомство и освоение нового алгоритма аттестации, создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям.
Предполагаемый результат: преодоление противоречий между качественной подготовкой к аттестации в соответствии с новыми требованиями и существующим положением дел.
Основы нормативно-правовой базы.
Для успешной подготовки к аттестации требуется тщательно изучить нормативно-правовую базу на федеральном уровне.
• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профстандартов в сфере образования и науки 2015-2018».
• 4. Приказ от 7.04.2014 г. № 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в законодательстве произошли значительные изменения. Данный закон повысил значимость образования, рассматривая этот сектор общественных отношений в качестве отдельной сферы жизнедеятельности нашего общества.
Концепция новой модели аттестации педагогических работников
Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций подготовки российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего и дошкольного образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2022 году федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования (в том числе инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.
Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).
При этом профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач конкретной общеобразовательной организации. Вместе с тем, общая рамка оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должна быть создана с участием всех уровней и институтов системы общего образования.
Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.
Понятно, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый заведующий детским садом вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами. Это означает, что в зависимости от особенностей конкретной образовательной организации профессиональный стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности.
Организацию аттестации педагогов на основе профессионального стандарта рекомендуется осуществлять посредством внутреннего или внешнего аудита.
Аудит (от лат. audit – слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, дается комплексная характеристика работникам.
Образовательная организация, демонстрирующая в течение ряда лет стабильно высокие результаты в обучении и воспитании детей, приобретает одну из самых важных интегральных характеристик качества образования - доверие. В подобном случае, имеет смысл делегировать ей право присваивать педагогам высшие квалификационные категории, то есть проводить «внутренний аудит». Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований. Такой подход является дополнительным стимулом в работе образовательных организаций в целом и педагогов в частности, побуждая их к освоению передовых педагогических практик. Кроме того, он позволит экономить силы и высвободить кадровые ресурсы управлений образования, сосредоточить усилия на тех образовательных организациях, которые вызывают опасения и нуждаются в помощи, в том числе и в решении проблемы объективной оценки квалификации своих сотрудников.
Внутренний аудит, демонстрируя доверие к образовательной организации со стороны учредителя, меняет стиль отношений между органами управления образованием, управленческим персоналом школ и педагогами, повышая их взаимное уважение. Помимо этого, внутренний аудит является одним из существенных элементов перехода на деле к государственно-общественному управлению, заявленному в новом Законе РФ «Об образовании».
Внешний аудит - это оценка с привлечением внешних специалистов – экспертов для получения независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».
Два вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков (занятий) или просмотр видеозаписей уроков (занятий, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.
Методические рекомендации с описанием модели аттестации на основе профессионального стандарта педагога
Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. В настоящее время модернизируется и расширяется система профессиональных конкурсов работников образования и последующее патронирование профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, осуществляется поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала всех работников образования.
В Указе от 07 мая 2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президент Российской Федерации В. В. Путин дает поручение Правительству Российской Федерации увеличить к 2020 году число высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников системы социальной сферы. До 1 декабря 2012 г. Правительству Российской Федерации в вышеназванном документе дано поручение разработать программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Программа модернизации педагогического образования на 2012–2013 гг. включала в качестве одного из основных направлений развитие кадрового потенциала системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования. В рамках указанного направления были реализованы мероприятия по разработке и апробации новых форм оценки качества труда, внедрению новых моделей аттестации работников образования.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы в качестве одного из приоритетных результатов выдвигает повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников системы образования. Данный ожидаемый результат направлен на повышение эффективности работы всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.
Согласно Поручению Президента Российской Федерации (пункт 11 перечня поручений по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации № Пр-1798 от 17 июля 2012 г.) при выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров предусмотреть формирование национальной системы профессиональных квалификаций, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников.
С целью эффективного управления новым механизмом оценки перед Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также общероссийскими объединениями работодателей встает задача создания координационного органа, включающего представителей заинтересованных ведомств, а также общероссийских профсоюзов и профессиональных сообществ. Создание данного органа позволит решить задачи координация функционирования системы независимой оценки квалификаций, мониторинга ее проведения, а также осуществления контроля за деятельностью организаторов независимой оценки квалификаций.
При этом организациями независимой оценки квалификаций наряду с общероссийскими объединениями работодателей могут выступать общероссийские отраслевые объединения работодателей, профессиональные сообщества, общероссийские и межрегиональные профсоюзы и их ассоциации.
Новый механизм независимой оценки квалификации приведет к изменению процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (в части учета независимой оценки квалификации, а также будет способствовать разработке новой модели аттестации педагогических работников.
Правительством Российской Федерации утверждена комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (28 мая 2014 года № З241п-П8, предусматривающая формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г. базой для оценки квалификаций и труда педагога выдвигает профессиональный стандарт педагога.
Подпрограмма 1 данной программы посвящена внедрению профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Целью подпрограммы является обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт педагога).
Задача подпрограммы – формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.
Подпрограмма предусматривает следующие мероприятия:
• разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015 - 2016 годы);
• разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015 - 2016 годы);
• обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 - 2020 годы).
Общая рамка оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должна быть создана с участием всех уровней и институтов системы общего образования.