Папки-передвижки

Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта. Часть 1

Тамара Агунович
Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта. Часть 1
▼ Скачать

Методические рекомендации для педагогических работников

дошкольных образовательных учреждений.

Оглавление

Введение…стр. 4

Основы нормативно-правовой базы…. стр. 6

Сравнительный анализ традиционной и современной модели аттестации….стр. 19

Алгоритм самоподготовки педагога к аттестации с учетом нового профстандарта

…. стр. 20

Приложения….стр. 21

Публикация «Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта, Часть 1» размещена в разделах

Примеры практических кейсов для решения…. стр. 26

Ответы…. стр. 27

Использованные источники…. стр. 28

Введение.

Одной из важнейших современных проблем в сфере образования и регулирования трудовых отношений является аттестация педагогических работников. Аттестация – это проверка деловой квалификации работника, также это одно из наиболее действенных средств, позволяющих работодателю выявлять перспективы использования потенциальных возможностей работников, обосновывать необходимость расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым квалификационным требованиям.

В эпоху цифровых технологий и внедрения инноваций образовательное пространство быстро меняется и характеризуется частым обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на пути профессионального роста.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на новый этап инновационного развития. Его содержательные приоритеты обозначены в национальной инициативе. Национальная система учительского роста (НСУР) – это государственная гарантия развития и поддержки учителя. НСУР выступает главным интегратором педагогической жизни страны, обуславливающим укрепление единого образовательного пространства. «Один из важнейших механизмов обеспечения формирования НСУР - установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации».

Основываясь на анализе лучшего российского и зарубежного опыта в осуществлении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории, разработан единый методологический подход к построению и реализации новой модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

В настоящее время уровень овладения педагогами предметными компетенциями в условиях цифровой образовательной среды приобретает решающую роль. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех, поэтому результаты апробации новой модели аттестации, в которой педагоги принимают участие на добровольной основе, являются очень важными».*

Актуальность данных методических рекомендаций заключается в том, что в связи с введением профессионального стандарта педагога и внедрением нового порядка аттестации возникла необходимость рассмотреть вопросы подготовки к аттестации педагогов дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к соискателям первой и высшей категории, а также тем, кто проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Социокультурные вызовы современного общества предъявляют все более высокие требования к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, профессиональной подготовке. Обновление системы общего образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания. Все это обязывает совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, их подготовку к работе в новой образовательной ситуации в условиях личностно-профессионального роста, в чем немалую роль играет аттестация и подготовка к ней.

Современный уровень состояния образовательной системы обусловливает необходимость овладения педагогами научно-теоретическими знаниями о современных образовательных технологиях, умениями самоанализа педагогической практики и прогнозирования результатов своей работы, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости освоить новую систему аттестации с целью создания оптимальных условий для личностно-профессионального роста педагогов.

Существуют противоречия, мешающие качественно подготовиться к аттестации с учетом новых требований :

- между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества воспитателей и реальным состоянием этого вопроса;

- между постоянно растущими требованиями к педагогам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;

- между требованиями нового прядка аттестации и отсутствием готовности воспитателей к этому процессу.

Для устранения этих противоречий и предназначены данные рекомендации. Они помогут педагогам ДОУ освоить алгоритмом прохождения аттестации в условиях введения нового профессионального стандарта педагога, облегчить процесс самоподготовки к аттестации.

Цель методических рекомендаций: знакомство и освоение нового алгоритма аттестации, создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям.

Предполагаемый результат: преодоление противоречий между качественной подготовкой к аттестации в соответствии с новыми требованиями и существующим положением дел.

Основы нормативно-правовой базы.

Для успешной подготовки к аттестации требуется тщательно изучить нормативно-правовую базу на федеральном уровне.

• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профстандартов в сфере образования и науки 2015-2018».

• 4. Приказ от 7.04.2014 г. № 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в законодательстве произошли значительные изменения. Данный закон повысил значимость образования, рассматривая этот сектор общественных отношений в качестве отдельной сферы жизнедеятельности нашего общества.

Концепция новой модели аттестации педагогических работников

Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций подготовки российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего и дошкольного образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций: переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение к 2022 году федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования (в том числе инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).

При этом профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач конкретной общеобразовательной организации. Вместе с тем, общая рамка оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должна быть создана с участием всех уровней и институтов системы общего образования.

Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

Понятно, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый заведующий детским садом вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами. Это означает, что в зависимости от особенностей конкретной образовательной организации профессиональный стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности.

Организацию аттестации педагогов на основе профессионального стандарта рекомендуется осуществлять посредством внутреннего или внешнего аудита.

Аудит (от лат. audit – слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, дается комплексная характеристика работникам.

Образовательная организация, демонстрирующая в течение ряда лет стабильно высокие результаты в обучении и воспитании детей, приобретает одну из самых важных интегральных характеристик качества образования - доверие. В подобном случае, имеет смысл делегировать ей право присваивать педагогам высшие квалификационные категории, то есть проводить «внутренний аудит». Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований. Такой подход является дополнительным стимулом в работе образовательных организаций в целом и педагогов в частности, побуждая их к освоению передовых педагогических практик. Кроме того, он позволит экономить силы и высвободить кадровые ресурсы управлений образования, сосредоточить усилия на тех образовательных организациях, которые вызывают опасения и нуждаются в помощи, в том числе и в решении проблемы объективной оценки квалификации своих сотрудников.

Внутренний аудит, демонстрируя доверие к образовательной организации со стороны учредителя, меняет стиль отношений между органами управления образованием, управленческим персоналом школ и педагогами, повышая их взаимное уважение. Помимо этого, внутренний аудит является одним из существенных элементов перехода на деле к государственно-общественному управлению, заявленному в новом Законе РФ «Об образовании».

Внешний аудит - это оценка с привлечением внешних специалистов – экспертов для получения независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Два вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков (занятий) или просмотр видеозаписей уроков (занятий, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

Методические рекомендации с описанием модели аттестации на основе профессионального стандарта педагога

Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. В настоящее время модернизируется и расширяется система профессиональных конкурсов работников образования и последующее патронирование профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, осуществляется поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала всех работников образования.

В Указе от 07 мая 2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президент Российской Федерации В. В. Путин дает поручение Правительству Российской Федерации увеличить к 2020 году число высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников системы социальной сферы. До 1 декабря 2012 г. Правительству Российской Федерации в вышеназванном документе дано поручение разработать программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Программа модернизации педагогического образования на 2012–2013 гг. включала в качестве одного из основных направлений развитие кадрового потенциала системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования. В рамках указанного направления были реализованы мероприятия по разработке и апробации новых форм оценки качества труда, внедрению новых моделей аттестации работников образования.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы в качестве одного из приоритетных результатов выдвигает повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников системы образования. Данный ожидаемый результат направлен на повышение эффективности работы всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.

Согласно Поручению Президента Российской Федерации (пункт 11 перечня поручений по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации № Пр-1798 от 17 июля 2012 г.) при выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров предусмотреть формирование национальной системы профессиональных квалификаций, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников.

С целью эффективного управления новым механизмом оценки перед Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также общероссийскими объединениями работодателей встает задача создания координационного органа, включающего представителей заинтересованных ведомств, а также общероссийских профсоюзов и профессиональных сообществ. Создание данного органа позволит решить задачи координация функционирования системы независимой оценки квалификаций, мониторинга ее проведения, а также осуществления контроля за деятельностью организаторов независимой оценки квалификаций.

При этом организациями независимой оценки квалификаций наряду с общероссийскими объединениями работодателей могут выступать общероссийские отраслевые объединения работодателей, профессиональные сообщества, общероссийские и межрегиональные профсоюзы и их ассоциации.

Новый механизм независимой оценки квалификации приведет к изменению процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся части учета независимой оценки квалификации, а также будет способствовать разработке новой модели аттестации педагогических работников.

Правительством Российской Федерации утверждена комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (28 мая 2014 года № З241п-П8, предусматривающая формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г. базой для оценки квалификаций и труда педагога выдвигает профессиональный стандарт педагога.

Подпрограмма 1 данной программы посвящена внедрению профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Целью подпрограммы является обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт педагога).

Задача подпрограммы – формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.

Подпрограмма предусматривает следующие мероприятия:

• разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015 - 2016 годы);

• разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015 - 2016 годы);

• обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 - 2020 годы).

Общая рамка оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должна быть создана с участием всех уровней и институтов системы общего образования.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Готовимся к аттестации. Моя методическая системаГотовимся к аттестации. Моя методическая система Моя методическая система направлена на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста. Вопрос развития речи и мелкой.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Информация для бесед с детьми и для подготовки мероприятий «Традиции празднования Нового года в разных странах». Часть 2 Мы продолжаем наше новогоднее кругосветное путешествие по странам мира. И на этот раз мы начнём его со страны «восходящего солнца»… «Там,.

Отчет о прохождении педагогической аттестации По графику моя личная педагогическая аттестация была назначена с 1 по 14 ноября 2016 года. Подготовка к аттестации занимала большой объем.

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта. Часть 1
Опубликовано: 26 января 2021 в 22:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоподготовка педагогов к аттестации с учетом нового профессионального стандарта. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Агунович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД