Елена Петровна Бойко
Самомассаж в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Публикация «Самомассаж в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи :
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Хочу познакомить с несколькими здоровьесберегающими технологиями, которые реализуются в нашем дошкольном образовательном учреждении на логопедических занятиях.
По мнению В. М. Акименко (кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института) любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из них является самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.
Каждый человек может овладеть приемами самомассажа.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Это также гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего влияет на нервную систему малыша, помогает ребёнку снять общую усталость. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц.
Простота, доступность приемов, возможность проведения их в любой обстановке, изменение дозировки в зависимости от самочувствия – это еще далеко не все преимущества самомассажа. Его мы выполняем как индивидуально, так и фронтально с группой детей одновременно на логопедических занятиях.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 — 10 мин. Каждое движение выполняем не более 4—6 раз.
Обучая детей самомассажу, я показала каждый прием на себе и комментировала его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа были освоены детьми, мы проводим под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию (метод оздоровительной терапии) в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.
Процедура самомассажа проводится, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Действие самомассажа благотворно влияет не только на работу речевого аппарата.
Воздействие на мускулатуру. Мышечная ткань под влиянием самомассажа лучше снабжается питательными веществами и кислородом, из нее быстрее выводятся продукты распада. Во время массажных манипуляций мышцы сокращаются, благодаря чему повышается их работоспособность.
Воздействие на кожу. Под влиянием самомассажа удаляются отмершие клетки наружного слоя кожи, что способствует улучшению кожного дыхания и функционирования сальных и потовых желез. Также самомассаж оказывает положительное воздействие на кровообращение и питание кожных покровов.
Воздействие на нервную систему. Самомассаж может оказывать как успокаивающее, так и возбуждающее действие на нервную систему.
Положительного эффекта при проведении самомассажа можно добиться только при соблюдении определенных правил:
- при самомассаже лица все движения следует выполнять по ходу лимфатических путей, т. е. в направлении лимфатических узлов (лимфатические узлы массировать ни в коем случае нельзя) ;
- самомассаж руки проводится в направлении от кисти к локтевому суставу, затем до подмышечной впадины;
- шею массируем от волосяного покрова головы вниз, к плечевым суставам.
Необходимо помнить, что болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
Существует ряд противопоказаний к самомассажу. Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий.
Перед выполнением самомассажа необходимо тщательно вымыть руки и умыться. Прежде всего необходимо предварительно как следует разогреть руки, для того чтобы улучшить их кровообращение, прогреть их и повысить чувствительность. С этой целью мы растираем руки энергичными движениями, потираем одну о другую: например, тыльной поверхностью одной руки – тыльную поверхность другой или ладонью одной руки – тыльную поверхность друга. Стараемся как можно шире развести пальцы, таким же образом растерев и их. Можно большим пальцем растирать кончики пальцев, продвигаясь вдоль каждого до основания ладони.
Многочисленными исследованиями установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Самомассаж делаем на обеих руках попеременно.
Самомассаж также можно проводить с применением разнообразных вспомогательных средств.
К ним относятся:
- пальчиковый бассейн:
-разноцветные прищепки,
- иппликатор Кузнецова;
- логопедическая щетка;
- зубная щетка;
- бигуди – липучки;
- массажный коврик «Травка»;
- массажные резиновые мячики;
- шарик «Су-джок»;
- шестигранные карандаши и др.
Пальчиковый бассейн.
Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Использование этих приемов самомассажа в стихотворной форме, под музыку в моей работе над коррекцией звукопроизношения дает неоценимую поддержку в развитии речи дошкольников, увлекает их, готовит речевой аппарат ребенка к постановке звуков.
Использованная литература:
1. Е. А. Дьякова «Логопедический массаж» – М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.
2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» – СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином Пресс, 2005 г.
4. О. А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» – М. : АСТ, СПб. : Сова, 2010 г.
5. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.
Семинар-практикум
«Самомассаж детей»
1. Растирание ладоней – хлопок
2. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
3. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.
3. Самомассаж мышц лица
Неуклюжие жуки
Топчут наши лепестки. (постукивать по лицу подушечками пальцев)
А прожорливые мошки
Объедают понемножку. (пощипывание)
Мухи возле нас снуют,
Больно крылышками бьют! (похлопывание)
Паутиной, как веревкой,
Нас паук опутал ловко.)
Вот как нас обидели
Разные вредители!
Но хозяюшка - пчела
Вредных мошек прогнала! (разглаживание)
И за это пчелке в дар
Отдадим мы свой нектар!
Комплекс самомассажа пальцев рук и предплечий.
1. Подушечки 4-х пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.
А ТАРИ,ТАРИ. ТАРИ!
Куплю Ангелине янтари!
Останутся деньги-
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки –
Куплю Ане башмаки
Останутся грошки-
Куплю Кириллу ложки!
Останутся полушки-
Куплю Антону подушки!
2. Кисти и предплечье левой руки расположите на столе, ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони и предплечья («прямолинейное движение). Проделайте тоже для другой руки.
3.
Мы сейчас бревно распилим.
Пилим. пилим. пилим. пилим
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.
Пилят. пилят,
Колят. пилят
Филя с Колеи.
Коля с Филеи.
Завалили полдвора
Будут на зиму дрова
4. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте пощипывающий массаж тыльной стороны ладони левой руки и предплечья. Проделайте тоже для другой руки.
Мои приятель Василии Петров
Никогда не кусал комаров.
Комары же об этом не знали.
И Петрова часто кусали.
Кусь-кусь-кусь-кусь
Я Петрова не боюсь!
Буду я его кусать.
Буду я его щипать.
Эи. Валерии,убегаи
Комаров не догоняи
5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
Гусь гнездо своё чинил.
Гусь считалку сочинил
И гогочет, и гогочет
Заучить считалку хочет
6. Растирание запястий
Мама часики купила
Тик-так. тик-так
Маша часики надела
Тик-так
Тик-так
7. Граненным карандашом растирать тыльную сторону кисти руки.
8. Граненным карандашом растирать ладони
Пау-пау-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал
Сон про лето ткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождь грибной
И про нас с тобой
Солнце утром рано встало,
всех детишек приласкало.
Гладит грудку
Гладит шеику
Гладит носик
Гладит лоб
Гладит ушки.
Гладит ручки.
Загорают дети. ВОТ!