Елена Дурыманова
Самооценка детей подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка детей 6 -7 летнего возраста
Самооценка – это оценка ребенком своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной. Самооценка стоит в ряду наиболее важных аспектов развития личности, формирования «Я» концепции. Ибо развитие личности, оценивание своей компетенции в жизни, оказывает большое влияние на эмоциональный опыт ребенка, достижения, на будущее поведение и долгосрочную психологическую адаптацию.
Публикация «Самооценка детей подготовительного возраста» размещена в разделах
К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать
не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность в целом.
В среднем дошкольном возрасте ребенок относится к себе через призму «другого ребенка», он постоянно сравнивает себя с другими, ребенок склонен преувеличивать свои достоинства и возможности, и отстаивать их через сравнение с другими детьми.
А в 6 -7 летнем возрасте собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценки своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Одновременно у детей подготовительного возраста развивается самокритичность.
В целом самооценка бывает еще завышена и недостаточно устойчивой. Одним из самых распространенных методов диагностики - "Лесенка успеха"
По результатам проведенной диагностики у детей подготовительной группы МАДОУ в середине учебного 2022-2023 учебного года, получились следующие показатели: У большего количества детей (70%) самооценка высокая, у 12% детей самооценка заниженная, а 18% детей завышенная самооценка.
Важную роль в развитии самооценки личности ребенка играют родители. Дети, родители которых являются сердечными (добрыми, любящими) и активно принимают участие в воспитании своего ребенка, а так же предъявляют разумные требования к «зрелости» поведения своих детей, характеризуются особенно высоким самоуважением, позитивным взглядом на возможность добиться успеха своими действиями, поступками в жизни. Сердечное, доброжелательное воспитание дает детям понимание того, что их принимают как «компетентных» и «стоящих» людей. Кроме того, твердые, но адекватные требования со стороны родителей, сопровождаемые соответствующими объяснениями, позволяют детям принимать целесообразные решения и оценивать себя с помощью разумных стандартов.
Если же родители чрезмерно опекают своих детей, без нужды помогая им и принимая за них решения, то такое воспитание ведет к низкому самоуважению.
Гиперопекающие родители внушают детям чувство «неуверенности в своих силах», т. е. ощущение неспособности управлять собой и необходимости быть под контролем взрослых. Наконец, чрезмерно толерантные, потворствующие родители вырабатывают в ребенке нереалистически высокую самооценку, что так же приносит вред развитию ребенка.
Итак, родители приносят детям наибольшую пользу, побуждая их к полезной деятельности и ставя перед ними полезные реальные цели, что приводит к формированию подлинной самооценки. Мотивированные на достижение цели, дети при столкновении с трудностями проявляют инициативу, в то время как пассивные дети сдаются при первых же неудачах.
Хочу отметить, что важная роль в развитии самосознания ребенка принадлежит его социальным контактам со сверстниками, воспитателями, творческими и спортивными секциями и другими людьми. Благоприятные отношения создают у ребенка чувство принадлежности к коллективу, уверенность в себе, формирует у него положительную самооценку и развивают коммуникативную компетенцию.
Так будьте активны в воспитании своего ребенка!
В старшем дошкольном возрасте формируется самооценка и ребенок стоит на пороге формирования личности, сопоставлении своего реального «Я» с идеальным «Я».
У ребенка формируется отношение личности к собственным успехам и неудачам. Закладываются в подсознании модели и стратегии, которые ребенок в будущем, когда станет взрослым, будет использовать в своей жизни.