Елена Александровна Новикова
Консультация для родителей «Самообслуживание. Почему оно так важно для Вашего малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания : умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу - все это безусловно влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Публикация «Консультация для родителей „Самообслуживание, Почему оно так важно для Вашего малыша“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста: «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду…»
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все, в том числе удобство одежды и обуви детей.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как и для чего это следует делать.
По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно слову.
Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Основная деятельность дошкольников — игра. Поэтому развивать навыки самообслуживания малышей лучше всего именно в игре. Например, тренироваться в одевании можно играя в куклы.
Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого можно использовать дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д.
Дети любят смотреть на себя в зеркало. Ведь именно с помощью зеркала они могут наблюдать результаты своих трудов. После того, как ребенок оделся, умылся, покажите ему отражение, похвалите, указав и показав на его маленькие, но самостоятельные успехи.
При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, нужно учить детей последовательно выполнять действия. Одновременно с объяснением малышам требуется наглядный показ взрослого:, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её.
Формируя навыки самообслуживания, важно не забывать о бережном отношение к вещам. Показывать и рассказывать, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, используя художественную литературу («Федорино
горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…») и самое главное собственный пример.
Учить самостоятельности детей необходимо и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно, держать ложку, используя игровые приемы. Например, взять ложку в руку так, чтобы было видно птичку на ручке ложки. За столом детям необходимо упоминать и о навыках опрятности.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Сначала показываем на собственном примере алгоритм умывания, а затем говорим ребенку, что позабыли, как умываться и просим ребенка помочь вспомнить, как же нужно мыть руки правильно.
Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания, что в дальнейшем значительно упростит жизнь, как малыша, так его и родителей.