Екатерина Митрофанова
Организация дистанционного образования дошкольников в период самоизоляции
▼ Скачать
Тема самообразования:
«Организация дистанционного образования дошкольников в период самоизоляции»
Актуальность
Из-за пандемии коронавируса, дети и взрослые находятся на самоизоляции. Дети не имеют возможности посещать детский сад. Многим людям пришлось перейти на дистанционное обучение. Дошкольным организациям так пришлось перестраивать систему работы. Дистанционное образование подразумевает, образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми.
Публикация «Организация дистанционного образования дошкольников в период самоизоляции» размещена в разделах
Цель: Повысить свое профессиональное мастерство и компетентность. систематизировать работу по дистанционному обучению дошкольников.
Задачи:
1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов по данной теме;
2. овладение новыми формами, методами и приемами образования и воспитания дошкольников;
3. изучение и внедрения в практику дистанционное образование дошкольников.
1 этап. Диагностический.
1. Проанализировать свои профессиональные затруднения;
2. Изучение методической литературы;
3. Изучение Интернет-ресурсов;
4. Изучение методических рекомендаций по организации дистанционной (удаленной) работы с участниками образовательного процесса, по обеспечению или (вопросам) комплексной безопасности в ДОУ.
Нормативные основы деятельности.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистанционного обучения:
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
• учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».
При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать: - требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
• требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарноэпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
Принципы дистанционного образования
1. Непрерывность и целостность дошкольного образования;
2. Многообразность и гибкость сопровождения и поддержки в зависимости от потребностей семьи;
3. Дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка;
4. Выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
5. Индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
6. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
Преимущества дистанционного образования детей дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима образования, с учетом особенностей ребенка;
2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
3. Возможность контролировать круг общения ребенка;
4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
6. Дистанционное образование имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Недостатки дистанционного образования детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу образования ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
2. Нет авторитета педагога. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
3. Не все имеют возможность получения дистанционного образования, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей;
5. В виду особенностей дистанционного образования, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Принципы построения дистанционного образования дошкольников:
1. В центре – ребенок;
2. Взрослый – тьютор (наставник, репетитор).
Направления реализации дистанционного образования дошкольников:
1. в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет.
2. консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.
Как сделать дистанционное образование эффективным
1. Составить расписание онлайн занятий;
2. Вовлекайте ребенка постепенно:
-сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
-затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн образование не урок, а игра, развлечение;
3. Направляйте, но не указывайте:
-договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
-ненавязчиво контролируйте процесс образования: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
2 этап. Основной.
1. В первую очередь были создана группы viber и «ВКонтакте» для взаимодействия с родителями;
2. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Разработан план мероприятий для участия детей и их родителей;
4. Подбор интернет ресурсов для занятий с детьми.