Приложение МААМ

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Эльвира Маштанова
Самообразование как условие профессионального роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий.

Публикация «Самообразование как условие профессионального роста педагога» размещена в разделах

Для чего необходимо заниматься самообразованием, – чтобы быть интересным детям, отвечать требованиям родителей, чувствовать себя уверенным в профессиональной среде среди коллег.

Тема должна быть не только актуальной, но и интересной для самого педагога и учитывать потребности конкретной возрастной группы.

Педагог выбирая тему должен ориентироваться на ту область в которой испытывает трудности. Это позволит ему в ходе самообразования расширить свои знания, совершенствовать профессиональные умения, осмыслить передовой педагогический опыт на более высоком теоретическом уровне.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по А. Маслоу саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин

Приступая к, работе по самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Формы организации самообразования :

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы - возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

3. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, методических объединениях; посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов ; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм и видов деятельности

5. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. (это новая форма работы по самообразованию и пока еще слабо развита у нас в силу определенных причин)

Основные этапы организации самообразования педагога

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов);

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в ДОУ, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме;

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (к своей возрастной группе); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов;

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий, открытых мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях педсовета или методического объединения, проведение открытых занятий, мастер-классы для коллег;

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный, на нем педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Основные методы самообразования :

самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;

• участие во всех формах методической работы ДОУ, района;

• изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;

• взаимопосещение занятий, участие в разборе открытых занятий;

• анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в ДОУ;

• разработка методических материалов, докладов, лекции т. д.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

В качестве источников самообразования могут служить :

• телевидение;

• газеты, журналы;

• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

• Интернет;

• видео, аудио информация на различных носителях;

• курсы повышения квалификации;

• семинары и конференции;

• мастер-классы;

• мероприятия по обмену опытом. например РМО;

Продуктивность самообразования

Любая деятельность не имеет смысла, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагога :

• повышение качества организации воспитательно-образовательной работы с детьми;

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

• повышение престижа образовательного учреждения.

Итак, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом воспитательно- образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Говоря о результатах самообразования педагога, нельзя не сказать о продуктивности.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобрести практические умения анализа педагогического опыта. Педагогический опыт воспитателя является фактором изменения образовательной ситуации.

Итак подведё м итог всему выше сказанному:

Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию : актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике развития и воспитания детей, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника.

Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Заключение

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода педагогов к обучению и воспитанию зависит качество образования. Повышение квалификации педагогических работников - составная часть государственной кадровой политики.

Публикации по теме:

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста»Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста» 27.12.2020 учебного года была проведена экскурсия старшей группы "Жемчужинка" воспитателем Ильиной Н. В. и педагогом психологом Разумовой.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 21:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование как условие профессионального роста педагога» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Маштанова (УИ 783871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД