Эльвира Маштанова
Самообразование как условие профессионального роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий.
Публикация «Самообразование как условие профессионального роста педагога» размещена в разделах
Для чего необходимо заниматься самообразованием, – чтобы быть интересным детям, отвечать требованиям родителей, чувствовать себя уверенным в профессиональной среде среди коллег.
Тема должна быть не только актуальной, но и интересной для самого педагога и учитывать потребности конкретной возрастной группы.
Педагог выбирая тему должен ориентироваться на ту область в которой испытывает трудности. Это позволит ему в ходе самообразования расширить свои знания, совершенствовать профессиональные умения, осмыслить передовой педагогический опыт на более высоком теоретическом уровне.
Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по А. Маслоу саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.
Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин
Приступая к, работе по самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Формы организации самообразования :
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы - возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
3. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, методических объединениях; посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов ; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм и видов деятельности
5. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. (это новая форма работы по самообразованию и пока еще слабо развита у нас в силу определенных причин)
Основные этапы организации самообразования педагога
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов);
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в ДОУ, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме;
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (к своей возрастной группе); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов;
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий, открытых мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях педсовета или методического объединения, проведение открытых занятий, мастер-классы для коллег;
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный, на нем педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Основные методы самообразования :
• самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
• участие во всех формах методической работы ДОУ, района;
• изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
• взаимопосещение занятий, участие в разборе открытых занятий;
• анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в ДОУ;
• разработка методических материалов, докладов, лекции т. д.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
В качестве источников самообразования могут служить :
• телевидение;
• газеты, журналы;
• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
• Интернет;
• видео, аудио информация на различных носителях;
• курсы повышения квалификации;
• семинары и конференции;
• мастер-классы;
• мероприятия по обмену опытом. например РМО;
Продуктивность самообразования
Любая деятельность не имеет смысла, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагога :
• повышение качества организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
• повышение престижа образовательного учреждения.
Итак, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом воспитательно- образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Говоря о результатах самообразования педагога, нельзя не сказать о продуктивности.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобрести практические умения анализа педагогического опыта. Педагогический опыт воспитателя является фактором изменения образовательной ситуации.
Итак подведё м итог всему выше сказанному:
Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию : актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике развития и воспитания детей, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника.
Большое значение в процессе самообразования имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Заключение
Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода педагогов к обучению и воспитанию зависит качество образования. Повышение квалификации педагогических работников - составная часть государственной кадровой политики.