Евгения Владимировна Сафиулина
Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
Актуальность :
Младший возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в этом возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к детскому саду.
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и многими другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Многие дети в первые дни пребывания в детском саду дезадаптированы. К группе риска относятся дети, часто болеющие, имеющие те или иные проблемы психического здоровья, дети из неблагополучных и неполных семей. В этой связи создание условий успешной адаптации ребенка к ДОУ является весьма актуальной.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Предмет исследования – формы и методы адаптации детей к условиям ДОУ;
Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Научить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
5. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
7. Журналы «Дошкольное воспитание»,» Ребенок в детском саду», «Детский сад. Все для воспитателя».
План работы по самообразованию на тему
«Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
на 2024-2025гг.
Воспитатель: Сафиулина Е. В
Перспективный план работы на 2024-2025гг.
Сентябрь
Изучение и подбор литературы, интернет ресурсы.
Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком.
Ведение листов адаптации.
Октябрь
Адаптационные игры на ознакомление с игрушками, рассматривание и манипуляция с игрушками).
Проведение родительского собрания на тему «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания».
Ведение листов адаптации.
Ноябрь
Подготовка буклета для родителей на тему «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду».
Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.
Ведение листов адаптации.
Декабрь
Формирование и использование картотеки игр на развитие речи и артикуляционного аппарата.
Художественная литература (чтение потешек)
Ведение листов адаптации.
Январь
Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогает адаптироваться ребенку) «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит»,» «Ласковые имена», «Собери пирамидку», «Найди свой цвет», «Клубочек»
Ведение листов адаптации.
Февраль
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации детей раннего возраста.
Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня посредством использования пальчиковых игр и упражнений
Ведение листов адаптации.
Март
Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок».
Апрель
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».
Развитие умение играть на территории участка.
Май
Диагностика адаптационных листов и контрольное определение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Подготовка к летнему оздоровительному периоду.
Отчет по самообразованию на тему
«Адаптация детей раннего дошкольного возраста в детском саду»
на 2024-2025гг.
Воспитатель: Сафиулина Е. В
Данная тема самообразования выбрана мною не случайно, т. к. я работала 2024-2025 учебный год с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Целью моей работы является:
Создание условий для смягчения адаптационного периода малышам.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решины следующие задачи:
1. Создавала условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировала у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывала основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Созванивалась система взаимодействия с родителями.
5. Организовала воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Научила вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Работу по самообразованию начала с изучения методической литературы:
Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику.
Приём детей проходило постепенно.
В группе ДОУ была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.
В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На каждого ребёнка были заведены листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К сентябрю группа была сформирована и состояла из 15 человек.
Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили правила поведения во время приёма пищи, с большим удовольствием принимали участие в совместных играх.
С детьми проводились дидактические игры, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности.
В период адаптации приложила максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.
Кроме того, осуществлялся подход к каждому ребёнку.
Для решения мною поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- колыбельные песни перед сном;
- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)
- музыкальные игры;
-дидактические игры;
- театрализованную деятельность настольный театр, театр би-ба-бо);
- потешки, пестушки, приговорки ;
- чтение детской литературы с использованием пальчикового театра;
- пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраса;
- Су-Джок игры;
- игры на развитие артикуляционного аппарата для детей раннего возраста;
- игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений;
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием, пуговиц на шнур);
- рисование пальчиками, красками;
- лепка;
Формы работы с родителями:
1. Консультирование – повышение психолого- педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Проведение родительских собраний на темы : «Улыбка малыша в период адаптации, особенности развития детей третьего года жизни и основные задачи воспитания», «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
3. Подбор специальной психолого- педагогической литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
4. Разработка памяток, рекомендаций об особенностях, данного возраста, о рекомендуемых развивающих играх.
5. Индивидуальные беседы.
Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запомнить последовательность действий, без напоминаний и принуждений.
Для того, чтобы дети легче адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
- несоответствие режимов (домашнего и группового);
- несформированность культурно- гигиенических навыков;
- незнание слов- запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
- неумение занять себя.
В результате проведённых мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:
- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно организовать свою работу.
- благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.