Анна Затомская
Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда» размещена в разделах
Поэтому в рамках самообразования я и решила взять эту тему - «Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда».
Проект «Информационно-коммуникационные технологии
в работе логопеда»
Проблема: Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, память, восприятие и воображение. А главное – у них повышается интерес к логопедическим занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает детям с нарушением интеллекта.
Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 года
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы с ОНР, учитель-логопед, родители, педагоги ЧДОУ.
Цель проекта: использование информационно-коммуникационные технологии в коррекционный логопедический процесс ЧДОУ.
Задачи проектной деятельности:
1. Совершенствовать артикуляционную моторику, закреплять правильное произношение автоматизируемых звуков, обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
2. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к обучению на логопедических занятиях.
3. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.
Актуальность проекта:
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Основные методические принципы реализации проекта:
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы
Принцип научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение результативности и качества логопедической помощи в период развития и формирования речи дошкольников.
2. Формирование эмоциональной заинтересованности детей к занятиям.
3. Активизация познавательной деятельности.
4. Создание системы коррекции речи детей с использованием ИКТ.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые: учитель-логопед (1 ставка)
Информационные : кабинет логопеда оснащен современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 1 учебный год, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов. Материально-технические : в ДОУ:
- кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование;
- методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Этапы реализации проекта
Проект адаптирован для коррекционной работы с детьми 6-7 лет, посещающих ЧДОУ «Детский сад №196 ОАО «РЖД» г. Красноярска. Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа: I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2017 г.) II этап – организационно-проектировочный (октябрь 2017 – январь 2018 г.) III этап – практический (февраль 2018г. по апрель 2018г.) IV этап – аналитический (май 2018 г.)
Этапы
I этап организационно-подготовительный
(разработка проекта)
Срок (сентябрь 2017г.)
Деятельность педагога
- определение проблемы, постановка целей и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;
- определение тем презентаций для занятий;
- подбор материалов для консультаций.
Совместная деятельность педагога и воспитателей
- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;
- формирование интереса к тематике проекта;
- определение круга задач в вопросах обучения и воспитания детей, через использование информационно-компьютерных технологий.
II этап организационно-проектировочный
Срок (октябрь 2017 – январь 2018 г.)
- комплексное анкетирование родителей по выявлению уровня их компетентности по вопросам коррекции недостатков в психоречевом развитии детей с помощью информационно-компьютерных технологий;
- изучение методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала;
- обследование, составление информационного банка детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении;
- разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка подготовительных к школе групп;
- разработка плана работы по проекту;
- разработка кратких методических пособий для родителей.
III этап практический
Срок (февраль 2018г. по апрель 2018г.)
- разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка подготовительных к школе групп;
- проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием ИКТ;
- консультирование родителей;
- проведение открытых логопедических занятий для педагогов ЧДОУ.
IV этап – аналитический
Срок (май 2018г.)
- анализ результатов выполнения проекта;
- анкетирование - опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг в течение года.