Елена Гадаборшева
Самоанализ работы воспитателя по теме «Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ воспитателя МБДОУ д/с 16 «Солнышко» Гадаборшевой Е. С. г. Искитим, Новосибирская область.
Тема: «Краеведение, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Цель:повышение своего теоритического уровня, компетентности по данной теме; выявить методы, средства, приемы работы по разным возрастным группам.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа воспитателя
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также он связан и со своей родиной- местом где родился и вырос.
Но как писал Ф. Достоевский, нельзя любить то чего не знаешь.
Как показывает опыт, у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит знаний о родном городе, крае. Зачастую на вопрос «Как называется город, в котором ты живешь?» -дети отвечают: -«Москва» или «Россия», путая понятия город, страна.
Психолого- педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, искусства, если они преподнесены в доступной форме, вызывают интерес. Т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Краеведческая работа Это решение не только познавательных задач, но и нравственно-патриотических. Они интегрируются между собой, их нельзя разделить.
Начиная работу по краеведению, я поставила цель: выявить методы, средства, приемы работы по разным возрастным группам; как включить работу по краеведению в совместную деятельность.
Для этого разработала перспективный план, который вошел в вариативную часть программы по краеведению ДОУ. Составляя перспективный план использовала в своей работе методические пособия: Г. Зеленовой, Л. Осиповой «Мы живем в России», И. Пантелеевой «Знакомим детей с малой Родиной», Т. Шорыгиной «Наша Родина-Россия, «Беседы о детях-героях ВОВ», а также интернет ресурсы.
В своей работе по краеведению использую тематические занятия, где у детей формируется система элементарных знаний; беседы, которые использую в качестве словестного метода ; познавательный рассказ, его сопровождаю наглядным материалом: фотографиями, слайдами, иллюстрациями. Использую ИКТ для создания презентаций. Например «Экскурсия по любимому городу»
Организую экскурсии, на которых дети знакомятся с социальным и культурным разнообразием города. В младшем и старшем дошкольном возрасте содержание и темы экскурсий различаются. Если в младшем возрасте провожу ознакомительную экскурсию по саду, знакомимся с сотрудниками д/спо территории детского сада, то в старшем дошкольном возрасте уже выходим за территорию детского сада. Знакомимся с микрорайоном, социально-культурными объектами: библиотека, выставка «Аквариум», ателье и т. д.
Выходим на экскурсию в город: музей, памятники. При этом закрепляем правила дорожного движения, нормы поведения в общественных местах.
Совместно с музыкантами проводим праздники, развлечения,на которых дети знакомятся с культурой, традициями народа, народным костюмом, играми, песнями,обычаями.
В подготовительной группе, для ознакомления детей с полезными ископаемыми нашего района, организовали мини-музей «Полезные ископаемые Искитимскогорайона».В организации активное участие принимали родители. Одна мама подарила книгу о цементном заводе.
Для лучшего усвоения материала детьми, стараюсь использовать различные виды деятельности: Например: Знакомство с профессией строитель.
-презентация, иллюстрации о строителях, стройке
-беседы об этой профессии для выявления знаний,закрепления
-С-Р игра «Мы строители»
-Знания, впечатления отражаются в рисунках детей, в поделках из пластилина (продуктивная деятельность)
-оформление альбома
Альбом с рисунками детей о строителях помещается в патриотический уголок, где дети в самостоятельной деятельности рассматривают,делятся своими впечатлениями, составляют рассказы о своих родителях-строителях. Можно пригласить родителя в группу.
Для расширения, обогащения знаний детей. для побуждения к творческой активности. В группе организован патриотический уголок. В уголке есть куклы в национальных костюмах. Народные куклы. Фотографии. Альбомы, дидактические игры. Наполнение патриотического уголка в разных возрастных группах различается по содержанию. Для детей младшего дошкольного возраста поместила фотографии детей, группы, детского сада, сотрудников д/с, видов города Искитима узнаваемых детьми, макет детского сада.
В старших возрастных группах добавляются карты города Искитима, Новосибирской области, страны, глобус, альбомы,фотографии достопримечательностей не только г. Искитима,но и Новосибирска, Москвы. Портреты известных людей, макеты памятников, зданий, и т. д. Не всегда есть возможность сводить детей на экскурсию,например, на завод, но делаю презентации, нахожу фотографии в интернете. Показываю, рассказываю детям. Делаю папки раскладушки, альбомы, для самостоятельного рассматривания детьми. Таким образом, у детей складывается представление о каком либо объекте нашего города.
Основную трудность вызывает ознакомление детей с историей города, знаменитыми людьми. О природе, достопримечательностях легче рассказать,показать. В интернете достаточно материала. И это мы можем наблюдать в повседневной жизни: гуляя по городу, в парке, в лесу, идя в д/с. И эти темы более понятны детям.
Есть материал об истории города, но он больше предназначен для детей школьного возраста.
В подготовительной группе мы познакомились с известными людьми нашего города-Коротеевым, братьями Томиловыми.
Иван Коротеев, в честь которого назван городской парк, был пограничником. Служил на границе с Японией. Погиб в одном из боев с японскими диверсантами.
Памятник братьям Томиловым установлен техникума. Пять братьев-танкистов ушли на войну и все погибли. Ни один из них не был Героем Советского Союза. Установлен в честь 40-летия со дня Победы.
В музеее, в зале боевой славы познакомились героями ВОВ г. Искитима.
На будущее планирую обратиться в архив, в музей, составить альбомы о знаменитых людях нашего города: спортсменах, строителях, художниках, поэтах.
Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Сотрудничество с семьей различается по содержанию в младшем и старшем дошкольном возрасте. Если в младшей группе д/с рекомендую родителям рассказывать детям о близких членах своей семьи, их именах, любимых занятиях и т. д. Оказывают помощь в составлении альбомов «Моя семья» ,» Мамины помощники», то в старших группах о семейных традициях, истории семьи, составляем семейное древо, герб семьи и т. д. Родители совместно с детьми принимают участие в проектах «Профессии наших родителей», «Спасибо деду за победу», «Как я провел лето» и других, участвуют в создании стенгазет «Папа,мама,я –спортивная семья»,.Дети в группе рассказывают о том, как члены семьи занимаются спортом, для чего нужно заниматься спортом, о летнем отдыхе. Советую родителям сходить вместе с детьми в музей, на городские праздники, митинг, посвященный Дню победы, и т. д.
Дети делятся своими впечатлениями со сверстниками, воспитателями, отражают увиденное в рисунках, рассказах, поделках, постройках, в сюжетно-ролевых играх.
Большинство родителей уделяют время и рассказывают своим детям о малой родине, о России, читают книги. Рассказывают о своих предках. Посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места.
Если устанавливается связь с семьей, то и формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее. Только в семье ребенок может получить особые возможности ознакомления с социальным окружением.
Составляя перспективный план, я не так четко разграничивала и выделяла темы, но познакомившись с проектом программы по краеведению разработанным НИПКиПро совместно ДОО новосибирской области в котором выделены четыре направления:
-природа
-культура и достопримечательности
-знаменитые люди
-история,
Взяла себе на заметку, начиная со средней группы, вести работу по краеведению по этим направлениям.
Предлагаю скорректировать программу сада по краеведению по этим направлениям.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формированию нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Если не мы, то, кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно –не опоздать!