Тамара Баранова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ «Правовое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия).
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ „Правовое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Самоанализ
- Темочки
Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. На протяжении длительного времени для общества была и остаётся актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего правила поведения в обществе.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
В своей работе с детьми я решила использовать тему «Нравственно-правовое становление личности ребёнка в процессе совместной деятельности взрослого и детей»
Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка :
Декларация прав ребенка( 1959)
Конвенция ООН о правах ребенка( 1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей( 1990) .
Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей, я начала по двум направлениям :
Работа с родителями:
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.
Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд трудностей:
Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;
Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.
После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:
Право на охрану и укрепление здоровья.
Право на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка участвовать в играх, развлечениях.
Право на образование.
На начало года проводилась диагностика детей группы.
Возрастная группа детей: средне-старший дошкольный возраст.
Количество испытуемых: 18 человек.
Дата проведения диагностики: 25.09.2012.
Для диагностики мною были использованы следующие методики.
Опрос детей на тему "Права ребенка" .Беседа "Как поступить?"
В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (87%) дошкольников данной группы имеют низкий уровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 1% группы. Средний уровень правовой культуры выявлен у 12%. Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников демонстрируется на диаграмме:
Исходя из первоначальных показателей, мною были намечены пути реализации задач и преодоление трудностей.
По данному направлению работы я поставила перед собой следующие задачи:
Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений) ;
Развитие представлений о здоровом образе жизни;
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную.
Главными путями реализации задачи, повышения уровня правовой культуры дошкольников, являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей : игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Следующим этапом моей работы являлся составление перспективного плана. Занятие проводила один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу провожу с небольшими подгруппами, это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку.
Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Проводила с детьми:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
• На занятиях закрепляла знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения.
• Закрепляла право на здоровье, знакомила детей с витаминами.
Организовывала:
Метод наблюдения
был использован такой метод работы, как наблюдение. Детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли обиды, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощутить его тепло, воссоздавать зрительные образы.
Игровое проектирование проблемных ситуаций.
детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов, закрепляя право на безопасность). Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку… ; если бы я был волшебником… ; выбери правильный тон… ; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке», «Напой песню о названном праве».
Приём драматизации
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п. Знакомство и обучение основам правового сознания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственно-правовые проблемы. После прочтения сказки «Три поросёнка» обсуждаем с детьми ситуацию, в которую попали главные герои и решаем, каким образом волк нарушил права поросят (право на жилище). Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.
Приём визуализации
Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе. Этот приём использовался при ознакомлении детей с правами детей – инвалидов. Закрыв руками глаза, уши дети представляли себя лишёнными этих органов чувств, а затем делились впечатлениями. Дети более тонко, реально осознавали беду таких детей, их боль. Возникло чувство острого сопереживания, желание помочь.
Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводила. К 9 мая ходили к памятнику погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы. Затем ознакомила их с историей страны. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага».
Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Чем похожи гербы города и республики?», «Угадай, чего не хватает в гербе, флаге?», «Найди ошибку в изображении герба,флага?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику Украины, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т. д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.
Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта - машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей.
Перед знакомством с правом на образование, я задала детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?». Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты». Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.
В работе с детьми я проводила беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 19 родителей моей группы.
Выявлен:
Низкий уровень – 65% (12 человек)
Средний уровень – 26% (5 человек)
Высокий уровень – 9 % (2 человека)
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующие пути преодоления трудностей: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители проявили заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок и т. д.
Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей, где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка.
По мере освоения Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему: «Знаем ли мы права и обязанности детей», я поставила перед собой цель:
познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка;
направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми.
Для этого я подготовила и провела ряд консультаций на тему:
«Понимаем ли мы друг друга?»
«Искусство быть родителем».
«Декларация о правах ребёнка».
«Права ребёнка – соблюдение их в семье».
«Четыре заповеди мудрого родителя».
«Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах».
Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при подготовке к праздникам: «Праздник картошки», «Овощная опера», «Новый год», «День восьмое марта». Стоит отметить активное участие родителей и детей при создании портфолио «Мой любимый овощ».
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.
Таким образом, можно придти к выводу о том, что после проведения комплексной работы целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права.
Из обследования детей стало видно, что моя работы направленная на развитие нравственно-правовой культуры детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей.