Папки-передвижки

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Елена Баркалова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Самоанализ профессиональной деятельности

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

если не помогает усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

Я, Баркалова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70 «Солнышко».

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными документами:

- Конституцией Российской Федерации;

Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014, (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);

- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;

- Семейным кодексом РФ;

- Приказом министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Уставом МБДОУ детский сад № 70 «Солнышко»;

- Должностной инструкцией воспитателя.

Педагогический процесс осуществляю в соответствии с основной общеобразовательной программой, разработанной и реализуемой в ДОУ, на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Выполняя свои педагогические обязанности в логопедической группе, я опираюсь на программы: О. Н. Нищева «Сам себе логопед», Н. М. Волосовец «Взаимосвязь логопеда с воспитателем».

Считаю, что наш детский сад за годы своей работы стал по-настоящему родным домом для детей и взрослых, поскольку педагогический коллектив всегда стремился и стремится создать в нем такую обстановку, в которой приятно и полезно находиться. Дошкольное учреждение насчитывает 31 группу.

Целью своей профессиональной деятельности считаю, создание наилучших условий для проведения времени детей-дошкольников в стенах дошкольного учреждения, стараясь формировать у них базовые навыки личностной культуры, развивать все необходимые качества для нормального психического, физического и духовного развития. В своей работе всегда стараюсь учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, стремясь научить их тому, что может пригодиться в жизни в условиях современного социума. Стремлюсь работать над формированием у дошкольников интереса к познавательным процессам, чтобы подготовить их к будущей учебной деятельности. Отдельное внимание уделяю обеспечению безопасности детей во время их пребывания в саду и на детской площадке.

Задачи моей работы в дошкольном учреждении:

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством доступных педагогических средств и методов, а также обеспечивать воспитанников условиями, при которых они будут пребывать в благоприятной эмоциональной атмосфере;

2. Создать предметно-развивающую среду, которая бы соответствовала возрастным и индивидуальным критериям ребенка, его интересам и наклонностям;

3. Всеми способами развивать способности и творческие возможности детей для научения их выстраиванию отношений с собой, сверстниками, и обществом в целом;

4. Внедрять в сознание и поведение подрастающего поколения духовно-нравственные, социальные и культурные ценности, правила и нормы поведения, принятые в нашем обществе;

5. Развивать и формировать у детей представление ценности о здоровом образе жизни;

6. Уделять особое внимание развитию нравственных и интеллектуальных ценностей, развивать эстетическое чувство ребенка;

7. Давать детям возможность проявлять самостоятельность и побуждать их к разным положительным инициативам;

8. Учить их брать ответственность на себя и уметь отвечать за свои решения и поступки;

9. Отдельно работать над психолого-педагогической формой поддержки семьи, то есть, повышать знания и умения родителей в деле развития, образования и укрепления хорошего самочувствия детей.

В соответствии с указанными задачами среди приоритетов своей деятельности выделяю воспитание свободного, уверенного в себе человека, имеющего свою активную жизненную позицию, умеющего аргументировано отстаивать свое мнение, творчески подходить к решению возникающих трудностей.

В процессе своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих приоритетных принципов:

• Гуманизация воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка и взрослого, его свобода и достоинство.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

• Целостность педагогического процесса, обеспечивающая единство воспитания, обучения и развития.

• Полнота, предусматривающая вхождение детей во все доступные миры (от семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания родного края.

• Единство мировой и национальной культуры как системообразующее условие приобщения детей к искусству.

• Тесное сотрудничество с родителями.

• Позитивное взаимодействие с различными культурно-просветительными учреждениями.

В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно. Это способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.

Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями, организовать качественную подготовку воспитанников к школе.

В своей работе я опираюсь на программу Веракса Н. Е. «От рождения до школы», проводя психолого-педагогическую работу по следующим образовательным областям:

1) Социально-коммуникативное развитие. В этой сфере диагностика детей велась по следующим критериям:

• умение самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

• способность придерживаться во время игры намеченного замысла, оставляя место для импровизаций;

• умение моделировать предметно-игровую среду; способность договариваться с детьми об очередности ходов в выборе карт, схем с проявлением терпимости и доброжелательности;

• способность оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;

• умение и желание высказывать собственную точку зрения о просмотренном спектакле;

• владение навыками театральной культуры, знание театральных профессий, правил поведения в театре.

2) Познавательное развитие. В этой области умения, навыки и знания детей оценивались по:

• Продуктивно-конструктивной деятельности;

• Развитие элементарных математических представлений;

• Формирование целостной картины мира.

3) Речевое развитие. Критериями оценки в данной области были выбраны:

• Коммуникация;

• Чтение художественной литературы.

4) Художественно-эстетическое развитие. Умения детей в этой сфере оценивались по:

• Умения детей лепить в разных видах лепки;

• Способность дошкольников создавать рисунки;

• Владение детьми технологией создания аппликаций.

Показатели уровня развития детей представлены в Разделе 3.

Придя в детский сад, у детей есть возможность сразу самим заявить о себе, прикрепив свою фотографию на Доске «Здравствуй, я пришел»!

Совместную деятельность с другими детьми воспитанники могут выразить посредством Доски Выборов.

В пространстве детской комнаты учтено место для центров развития с целью занятий детьми разными видами деятельности. Все предметы расставлены и разложены с учетом того, чтобы у детей возникало желание самим придумать и начать какой-либо процесс – игру, опытно-экспериментальную деятельность, конструирование, занятия с настольно-печатными играми. Оборудование подобрано в зависимости от возрастной категории детей, их интеллектуальных, психических и физических возможностей. Приняты во внимание и гендерные различия детей. Поэтому игровые зоны, предназначенные для мальчиков и девочек, разделены универсальной ширмой, способной при необходимости превращаться в театральный занавес или в разделительный экран. Более того, я меняю цвет ширмы в зависимости от времени года. Так, летом она становится зеленой, зимой белой и т. д. Кроме этой имеется также занавес-приспособление для организации выставки творческих работ дошкольников – рисунков, аппликаций и т. п. В дополнение к этим видам ширм мы активно используем и переносную, легкую ширму, которую дети могут переносить самостоятельно и ставить ее в случае, если хотят создать свой индивидуальный уголок для игры и творчества.

Еще одним примечательным средством для организации сюжетно-ролевых игр является перекатная полка с атрибутами, необходимыми для самых разных игр. Отдельно организовала передвижные уголки для игры в больницу, магазин, парикмахерскую. Для осуществления годовой задачи нашего ДОУ, состоящей в реализации полноценной театральной деятельности, создала уголок гримера. Чтобы иметь возможность представить детям разные виды театры, я, совместно с детьми, сделала все необходимые для этого атрибуты. Так, в этой зоне есть реквизит для пальчикового, кукольного, магнитного театра. Кроме того, представлены куклы, изготовленные из бросового материала.

Чтобы создать детям условия для отдыха и релаксации был создан уголок уединения с настенными фотообоями в виде зеленого леса, в который ведет извилистая тропинка. Здесь малыши могут остаться наедине с собой, успокоиться, подумать, поиграть со своими любимыми игрушками. Для комфортного времяпровождения поставлено мягкое кресло, украшенное декоративными подушками.

Для развития у дошкольников логики, мелкой моторики, усидчивости и внимательности немалое значение имеют современные виды строительно-конструктивных игр, которые представлены в группе разнообразными видами и формами конструкторов. Дети увлеченно строят и конструируют, согласно готовым схемам, а также воплощают свои идеи и замыслы. Этот центр легко передвигается по группе и дети сами решают, куда его перенести и где им лучше всего играть.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности оборудован сухим бассейном, разным материалом для проведения опытов и экспериментов – пробирками, лупами, зеркалами, стеклышками, разнообразными видами круп. Там же имеется множество природно-бросового материала – песок, камушки, семечки, ракушки, хвоя, листья, и т. д. У детей есть возможность воспользоваться всем этим в любой момент и представить себя в роли ученого, исследователя, экспериментатора.

С целью социально-личностного развития детей в группе выделено место для государственной символики России, где размещены пособия, иллюстрированный материал, воссоздающий природу, архитектуру, национальные особенности разных регионов страны. Особое внимание уделено нашему родному краю и представлены предметы, характерные для культуры, традиции и быта русского и бурятского народа. Есть хорошая подборка художественной литературы, направленной на социально-личностное развитие воспитанников.

Изоуголок пополняется различными творческими материалами. Здесь в свободном доступе дети могут воспользоваться бумагой для рисования в рулоне – подойти, открутить себе нужный отрезок и рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. Здесь же есть доска для рисования мелом, столик для лепки из пластилина, где дети, проявляя фантазию и изобретательность, воплощают свои творческие замыслы. Уголок обогащен экземплярами народного декоративно-прикладного творчества – городецкая, хохломская роспись, гжель; берестяные изделия; дымковская игрушка.

В уголке физической культуры детям предоставлены все возможности для реализации своей двигательной активности. В данной зоне имеются мячи, шары, ракетки, кегли, клюшки, пешеходные дорожки, покрытые разными материалами для массажа ног. Сюда также дети могут подойти в любой момент и выбрать для себя подходящий вид активности. Они могут поиграть в специальные дидактические игры, направленные на формирование у них понятий о здоровом образе жизни и основы безопасности. (Фотографии предметно-развивающей среды группы представлены в Приложении 1)

В книжном уголке дети имеют возможность знакомиться с образцами детской художественной литературы. Здесь представлены книги, как рекомендованные программой «От рождения до школы», так и те, которые дошкольники приносят сами для чтения. Кроме художественной литературы здесь есть научно-познавательные книги: энциклопедии, описания путешествий, биографии писателей, детские интеллектуальные журналы. Для знакомства детей с авторами, в уголке выделено место для портретов писателей. Для обогащения наглядно-образного мышления дошкольников представлены иллюстрации к детским сказкам, по которым они могут угадать любимых героев и сюжеты. Кроме этого, в распоряжении детей имеются многочисленные познавательные игры, связанные с сюжетами сказок, детских рассказов. Стараясь привить детям любовь к книгам, посещаем детскую библиотеку, где библиотекари проводят увлекательные экскурсии (Приложение 2). После таких визитов дети заражают своим восторгом родителей и начинают посещать библиотеку вместе, беря для чтения понравившиеся книги. В этой же зоне дети могут поиграть в познавательные игры. Постоянно слежу за обновлениями в уголке, меняя содержание книг и журналов в соответствии с возрастом воспитанников и с изменениями в тематической неделе.

Опираясь на тематическое планирование, я расписала занятия по конкретным темам и в соответствии с ними в дальнейшем оформляла предметно-развивающую среду. Были созданы условия для того, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли, идеи и воплощать свои фантазии, превращая их в готовые образцы творческой деятельности. С целью развития проектной деятельности дошкольников, старалась создавать проблемные ситуации, побуждающие детей проявлять естественное любопытство, выявлять у них желания исследовать, экспериментировать, анализировать и делать выводы. В процессе этого помогала детям сравнивать предложенные ими варианты решения проблемы, учить их аргументировать свое мнение. Старалась не оказывать давление на детей, оставляя им максимум пространства и возможностей для проявления самостоятельности и выдвижения своих проектных решений. Не забывая о том, что игра является ведущей деятельностью детей-дошкольников, вносила в занятия как можно больше игровых элементов. В случаях, когда дети были заняты игрой не на занятиях, а в своей свободной деятельности, старалась выступать как в роли активного участника, так и просто внимательного наблюдателя со стороны.

Для развития познавательной деятельности создавала информативную среду, из которой дети могли получать нужные знания. После чего задавала вопросы, побуждала детей к дискуссиям, деликатно обращая внимание на обнаружение ими ошибок в своих рассуждениях. Или, напротив, старалась выразить восхищение их самостоятельными, рассудительными мыслями.

В группе также создала условия для того, чтобы дети могли самостоятельно организовать посредством трансформирующейся мебели новую предметно-игровую среду.

По моим наблюдениям полноценному общению с детьми мешала большая загруженность, из-за которой не всегда удавалось уделять нужное внимание всем детям без исключения. Некоторые из них постоянно выпадали из процесса общения. Этот недостаток нужно исправить. В целом, атмосфера в группе была благополучной, доброжелательной.

В своей работе я учитываю теоретические и практические разработки известных современных исследователей. Черпаю знания из учебного пособия Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Познавательное развитие в дошкольном детстве» и из хрестоматии тех же авторов «Дошкольная педагогика и психология». На основе этих трудов развиваю в детях любознательность и познавательную мотивацию. На занятиях формирую практические познавательные действия и стараюсь расширить интеллектуальные возможности дошкольников, раздвинуть границы их сознания. Использую упражнения, игры, конкурсы для развития детского воображения и творческой активности.

Руководствуясь трудами Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. в учебном пособии «Психология и педагогика обучения Дошкольников», продолжаю формировать у детей представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Моей настольной книгой является пособие для воспитателя Михайленко Н. Я. «Организация сюжетной игры в детском саду». Зная, что свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, я стараюсь не вмешиваться, когда мои воспитанники играют между собой, и дать им полную возможность реализовать свои собственные замыслы, а не навязанный воспитателем план игры. Я подвигаю их к тому, чтобы они самостоятельно могли поддерживать взаимодействие в группе, состоящей из большого числа участников. Я замечаю, что в таких играх у детей развивается способность к воображению, образному мышлению, дарит дошкольникам эмоциональный комфорт. Во многом этому способствуют различные виды творчества, которыми дети занимаются с особым энтузиазмом и удовольствием (Приложение 3).

Часто обращалась к книге Субботского Е. В. «Строящееся сознание», чтобы лучше понять причины тех или иных поступков детей, особенностей их личности и то, как грамотнее реагировать на всё.

Для реализации этих задач хорошим подспорьем для меня служат палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича, метод сенквейна.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Это многофункциональное математическое пособие позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Я замечаю, что детям интересны занятия с этим материалом. Они часто используют палочки Кюизенера в своих настольных играх.

Блоки Дьенеша – это логическое учебно-игровое пособий для детей 3-7 лет. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. В своей работе я использую блоки Дьенеша для того, чтобы развить у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Я вижу, что играя с блоками Дьенеша, дошкольники сами стремятся выполнять разнообразные предметные действия (группируют по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей). Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Работая по этому методу, я понимаю, что он требует от детей определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Не у всех детей сразу это получается легко и охотно. Поэтому я помогаю им и поощряю их стремление составить синквейн или отвечать на вопросы.

В процессе освоения этих инновационных методик дети учатся владеть основными культурными способами деятельности. Эти занятия побуждают их проявлять инициативу и самостоятельность в игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Они учатся конструировать, общаться между собой, выбирать для себя партнеров в совместных делах. Благодаря этому к детям приходит понимание того, что нужно мирно договариваться с другими детьми, позволять и им тоже проявлять свои желания, то есть, не быть эгоистом по отношению к партнерам. Они учатся радоваться успехам других достойно преодолевать свои неудачи. В то же время такие виды деятельности развивают их чувство веры в себя и позволяют понять, каким образом нужно решать возникающие споры и конфликты.

Используя эти методики, я учу детей овладевать устной речью, обогащать ее новыми словами и словосочетаниями, дополнять свои высказывания эпитетами, образными выражениями. Они учатся внятно высказывать свои мысли, выражать желания и чувства. Таким образом, дошкольники готовятся к освоению грамоты.

Проводя анализ своей профессиональной деятельности, могу признать, что работаю в соответствии с основными требованиями образовательно-воспитательного процесса. В своей работе руководствуюсь федеральными государственными образовательными стандартами. Стараюсь постоянно совершенствовать свои педагогические навыки, знания и умения. Поэтому принимаю активное участие в методических объединениях города, методической работе детского сада, педагогических советах. Готовлю и провожу педагогические советы, консультации, деловые игры. Посещаю семинары, курсы повышения квалификации, получаю информацию в сети Интернет, слушая вебинары.

Среди проблем, возникающих в моей педагогической практике, могу отметить серьезную трудность для реализации нового метода «провокация». Мне не удается построить процесс таким образом, чтобы мысли и действия детей были направлены в нужное мне русло. Я затрудняюсь в мотивации детей к проявлению инициативы. В будущем мне хотелось бы справиться с решением этой задачи и строить воспитательно-образовательный процесс полностью в соответствии с ФГОС.

В целом, стараюсь всегда делать свою работу во благо своих воспитанников. Эффективность моей профессиональной деятельности подтверждают отзывы родителей

Публикации по теме:

Годовая циклограмма профессиональной деятельности воспитателя на 2016–2017 учебный год «___» ___2016 г. Годовая циклограмма профессиональной деятельности воспитателя на 2016-2017 учебный год № п/п Месяц Работа.

Карта результативности профессиональной деятельности воспитателя Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника Республики Татарстан 1. Личные данные 1.1. Фамилия Галиева.

Новые образовательные стандарты-базис модернизации ДОУ. Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Дошкольный возраст –время закладывания и формирования навыков и умений переходящих в фундоментальные навыки сопровождающие человека на протяжении.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации.Портфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом, в подготовке профессионального портфолио, для получения квалификации. Я получила 1 категорию.

Презентация профессиональной деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения 1 слайд Презентация профессиональной деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 "Радуга".

Психологические аспекты профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения Проблема развития детей дошкольного возраста актуальна в любом социуме на каждом этапе его развития, так как от решения данной проблемы.

Самоанализ деятельности воспитателя Введение Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя Шелепневой Натальи Александровны МБДОУ Детского сада № 16 «Ландыш».

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

«Речевое развитие дошкольников с нарушением речи». Самоанализ профессиональной деятельности Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок» Григоровой Татьяны Анатольевны Речевое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 14:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баркалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД