Марина Марченко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ
профессиональной деятельности
учителя – логопеда Марченко М. А.
за 2019-2020 учебный год МДОУ д /с№4 «Радуга» п. Уразово
Валуйского района Белгородской области.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3-7 лет и Адаптированной образовательной программы для ребенка с ЗПР, входящей в структуру основной образовательной программы МДОУ. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа)в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и ребенка –инвалида, обучающихся в образовательной организации.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших с ОВЗ и ребенка-инвалида. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации воспитанников с ОВЗ и ребенка-инвалида с ЗПР. Логопедическое обследование проводилось с 3 сентября по 30 сентября, и последние две недели учебного года. Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. Большинство детей с нарушениями речи были слабо подготовлены. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация обучения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Дошкольники с нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя- логопеда. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми.
На конец учебного года (май 2019г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. Большинство воспитанников с нарушениями речи показали положительную динамику.
Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции общего недоразвития речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития воспитанников, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и ребенка-инвалида с ЗПР.
По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы (старшая и подготовительная) Индивидуальные и подгрупповые занятия проводились со всеми воспитанниками в соответствии разработанного перспективного плана на каждую подгруппу и расписания НОД.
Коррекционная работа включала:
1. Развитие устной речи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словаря;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
3. Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
4. Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
5. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности :
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Организационно-методическое направление работы
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности :
- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих маршрутов;
- оказание помощи воспитателям в составлении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;
- ведение документации.
На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимала участие в педсоветах, пополняла логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучала информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) и ребенка-инвалида с ЗПР на базе МДОУ, изучала предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:
- индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;
- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ и ребенка- инвалида с ЗПР, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучения и воспитания детей с ОВЗ (с нарушениями речи) .
В раздевалке имеется стенд «Для вас родители», материал которого регулярно обновляется.
Профилактическая работа
Заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса
С педагогами МДОУ:
Посещала НОД, организованную, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.
Знакомила педагогов с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.
В течение года велась консультативная работа для педагогов МДОУ.
С педагогом-психологом:
Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ТПМК;
Знакомилась с результатами обследования психолога
Знакомила педагога-психолога МДОУ с результатами логопедического обследования дошкольников.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;
С администрацией:
Принимала участие в заседаниях педагогического совета, где сообщала о результатах логопедического обследования воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности, о результативности занятий.
Повышение квалификации
В течение учебного года изучала методическую литературу.
Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (https://nsportal.ru/user), с целью обмена опытом.
Педагогами и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех воспитанников, которые посещали разновозрастную группу компенсирующей направленности.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме.
Задачи на 2020 - 2021 учебный год
• Продолжать совершенствовать методы и приёмы коррекционно-развивающей работы.
• Коррекция устной речи воспитанников группы компенсирующей направленности.
• Укреплять взаимосвязь с родителями, педагогами и специалистами МДОУ
• Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в развитии, обучении и воспитании детей - логопадов.
• Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ.
учитель-логопед :___Марченко М. А.