Алла Г
Самоанализ профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности
Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал свое первое слово, удивил своим "я сам", задал свой первый вопрос, от которого стало не по себе, так как ответить на этот вопрос было невозможно на языке ребенка. А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет данные ему поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не мог, а сегодня уже во всем справляются. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности - это то, что характеризует развитие ребенка.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Наступает последний год пребывания детей в детском саду. Это очень ответственный и волнующий год. Дети и их родители готовятся к новому этапу в жизни детей – переходу в школу. Педагоги начинают подводить итоги своей большой и кропотливой работы на пути развития и воспитания дошкольников.
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Дети должны прийти в школу с хорошо развитой речью. Обучение родному языку – одна из основных задач детского сада. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Развитие у детей связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой, В. И. Логиновой, А. И. Максакова, М. И. Поповой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Все предшествующие годы шло интенсивное развитие речи детей. Четкая, грамотная и систематическая работа педагогов позволила вывести детей на достаточно высокий уровень речевого развития. Поэтому основная цель работы с шестилетними детьми заключается в том, чтобы закрепить достигнутый уровень речевого развития. Это означает, что практически весь новый материал является усложнением в рамках уже обозначенных ранее задач.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное.
Оригами - это искусство бумажной пластики, родившейся в Японии. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой. Оригами способствует развитию у детей разнообразных знаний, умений и навыков: дисциплинируют, развивает мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление, речь; знакомит с геометрическими понятиями; воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге); способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками; влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяет детям испытать свои возможности и проявить способности.
Мое педагогическое кредо – помочь ребенку успешно пройти путь становления члена человеческого общества.
На протяжении учебного 2007-2008, 2008-2009 г. г. года (с сентября по май) мною был реализован проект на тему «Развитие связной речи посредством использования продуктивной деятельности оригами» с детьми старшевозрастной и подготовительной к школе группы № 16 «Карусель», их родителями, специалистами и педагогами детского сада № 64 «Радуга».
В основе данного проекта лежала гипотеза о том, что осуществление проектной деятельности «Оригами – волшебный мир бумаги» будет способствовать формированию познавательной и продуктивной деятельности у детей старшевозрастной группы и подготовительной к школе группе № 16 «Карусель», в особенности качественному развитию связной речи.
Для успешного достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Развитие связной речи в рамках проекта «Оригами – волшебный мир бумаги».
- Формирование познавательной и продуктивной деятельности у детей за счет реализации проекта «Оригами – волшебный мир бумаги») : освоение специальной терминологии, техники оригами (условные знаки, базовые формы, приемы и техники складывания).
Качество условий деятельности можно оценить следующим образом:
- качество материально-технической базы: МДОУ обеспечен необходимым оборудованием и оргтехникой (как в МДОУ в целом, так и в пределах отдельной группы);
- качество информационного обеспечения: Для ознакомления и самообразования педагогами в методическом кабинете представлена разнообразная научная, методическая и познавательная литература.
- качество методического обеспечения: В рамках реализации своего проекта мною была расширена развивающая среда группы: для центра искусства мною были изготовлены образцы фигурок оригами со схемами последовательности выполнения поделок; литературно-художественный центр пополнила литературой обогащающей знания детей об оригами; для театрализации литературных произведений внесла в художественно-театральный центр набор фигурок оригами. По рекомендациям методиста Петровой С. И. и учителя-логопеда Жуковской Т. И. пополнила картотеки художественных произведений, словесных дидактических игр, пальчиковых и артикуляционных игр.
С целью эффективной реализации методической работы в рамках проекта я провела следующую работу:
1. Адаптировала диагностический материал и критерии оценки усвоения детьми ЗУНов по программе «Детство» к целям и задачам проекта.
2. Пополнила мотивационно-развивающую среду.
3. Разработала перспективный план по взаимодействию с детьми, родителями, специалистами.
- качество повышения квалификации: Повышение моего уровня профессиональных знаний, умений и навыков происходит за счет самообразования; посещения открытых мероприятий как в пределах д/с «Радуга», так и в других образовательных учреждениях; обучения на курсах повышения квалификации (Краткосрочные курсы автора методик по семейному воспитанию Метеновой Н. М. по теме «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования», обучение в период с 18 по 19 мая 2007 года, 16 часов, на базе МДОУ № 64 «Радуга»).
- позиция руководства и коллектива: Со стороны руководства и коллектива проявляется интерес и поддержка в отношении моей педагогической деятельности в целом и проведения проекта в частности. Оказывают методическую помощь, способствуют повышению квалификации. Рекомендации и предложения, в результате анализа моей деятельности (педагогической и в рамках проекта – открытые занятия) позволяют мне корректировать мою деятельность.
Качество учебно-воспитательного процесса: Моя педагогическая деятельность в рамках воспитательно-образовательного процесса основа на теоретических положениях программы «Детство», авторами которой являются: Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А., Михайлова З. А., Гурович Л. М. Данная программа помогает мне качественно осуществлять мою деятельность. Также в своей проектной деятельности я опираюсь на исследования таких авторов, Ф. А. Сохина, А. Г. Арушанова, А. М. Бородич, М. А. Тарасов, З. А. Гриценко, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, В. Б. Хозиев.
Моя работа построена на проектном методе, являющимся интегрированным методом обучения. В проектной форме обучения наиболее эффективно становление какой-либо деятельности, запланированной с детьми. Цель данной формы обучения – планомерная выработка у детей новых форм деятельности. В основе проектной форме обучения лежит концепция планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина. Успешность проектного обучения обеспечивается за счет построения полной ориентировочной основы действия и соблюдения поэтапности формирования деятельности. Важным результатом является способность переносить приобретенные знания в новую ситуацию. Положительным моментом является ориентация не на внешний результат деятельности, а на развитие ребенка в процессе формирования, на содержательные показатели продуктивной деятельности. В данной совместной деятельности с взрослым ребенок будет действовать сам, а взрослый только руководит и направляет его деятельность. Именно в такой форме обучения становится возможным развитие желаемых новообразований, которые обретаются в условиях, «когда происходит варьирование формы и содержания продуктивных занятий при одновременном удерживании их общего развивающего статуса». (В. Б. Хозиев) Серия занятий объединена основной проблемой. Проектные задачи реализуются в различных видах деятельности по принципу комплексности.
Использую различные формы организации детей: работа с группой (коллективное составление рассказа, подгруппами (театрализация, парами (объяснение и показ складывания фигурок оригами, индивидуальная работа (словесные дидактические игры). Создаются условия для переноса детьми полученных знаний в раках проекта в другие виды деятельности.
С целью достижения высоких показателей в овладении детьми предоставляемых знаний, умений и навыков в рамках проекта, используется индивидуальный подход к каждому ребенку на основе моих знаний о психологических и физических особенностях детей группы. Для повышения показателей у детей с низким уровнем используется поддержка не только родителей, но и детей с высоким уровнем, которым предоставляется большая самостоятельность и инициатива, как в индивидуальной деятельности, так и в коллективной.
В рамках педагогической деятельности, с целью успешного развития и закрепления ЗУНов у детей, мною используются следующие методы: наглядные, словесные и практические; приемы: беседы, чтение художественной и познавательной литературы, театрализация, наблюдения, игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, оздоровительные гимнастики (пальчиковые, артикуляционные, дыхательные, рассматривание картин и наглядного материала, создание проблемных ситуаций.
В рамках перспективного плана сотрудничества с родителями с целью успешного закрепления знаний, умений и навыков, проводятся следующие формы работы: родительские собрания, консультации и индивидуальные консультации, практикумы, анкетирование, выставки (сезонные, тематические); презентация продукта деятельности посредством фотогазет, оформлен альбом-папка для родителей: практические рекомендации по изготовлению фигурок оригами, подборка познавательной и художественной литературы, картотека художественных произведений и словесных дидактических игр.
В рамках перспективного плана сотрудничества с педагогами и специалистами МДОУ: творческие мастерские; мастер-класс, консультации, выставки (сезонные, открытые занятия, презентация продукта деятельности посредством фотогазет, ознакомление с папкой «Оригами» (подборка познавательной, методической и художественной литературы, рекомендации, памятки, схемы складывания фигурок оригами, художественное слово, дидактические словесные игры, ОРУ).
Качество результатов моей деятельности :
Развитие детей в рамках проекта отслеживаю посредством проведения мониторинга усвоения знаний (в основе адаптированные критерии усвоения детьми ЗУНов по программе «Детство» к целям и задачам проекта). Мониторинг проводится три раза в год: первичный срез – в начале года, динамический – в январе, вторичный срез – в мае. Диагностическим материалом является: вопросы, наблюдения, беседы, практические задания, пересказ и составление рассказов, участие в театрализации. На основе результатов корректируется педагогическая деятельность в отношении коллективной и индивидуальной работы.
Проводя количественный и качественный сравнительный анализ результатов усвоения детьми ЗУНов в рамках проекта «Оригами – Волшебный мир бумаги» учебного 2007-2008 и 2008-2009 года с опорой на показатели мониторинга «Развитие связной речи» и «Освоение техники оригами», можно говорить о том, что предложенная мною гипотеза о проектной деятельности «Оригами – волшебный мир бумаги» как средстве формирования познавательной и продуктивной деятельности, в особенности качественному развитию связной речи, подтвердила себя у детей старшевозрастной группы: 48 % детей в развитии связной речи и у 57 % в освоении техники оригами (учет показателей высокого уровня на основе 2-го среза, и у детей подготовительной к школе группы: 56 % детей в развитии связной речи и у 61 % в освоении техники оригами (учет показателей высокого уровня на основе динамического 2-го среза).
В своей проектной деятельности я хотела показать, что продуктивная деятельность оригами может являться не просто искусством складывания фигурок из бумаги, но и средством для качественного совершенствования связной речи у детей 5-7 лет. Что в свою очередь будет способствовать формированию совместной продуктивной деятельности, познавательной деятельности и развитию децентрации. А развитие способности общаться и взаимодействовать с окружающим миром является доминирующим средством конструирования себя (через овладение своими руками, мыслями, чувствами).
Отмечу также, что добиваться успеха в моей деятельности помогают мне сильные стороны моей личности (целеустремленность, ответственность, стремление к самообразованию). В детях же я стараюсь развить самостоятельность и инициативу, воспитать у каждого чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.