Любовь Каконашвили
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание грамотного участника дорожного движения – составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно - транспортного травматизма будет расти. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща – детский сад, родители, ГИБДД. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие целенаправленного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Работа предполагает систематическую работу, использование творческих форм методов обучения и воспитания детей, просвещение родителей по данной проблеме. Особенностью работы является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Особую практическую ценность моей работы представляют материалы приложений: совместные сценарии праздников, родительских собраний, бесед и целевых прогулок, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом ДОУ, работающем в данном направлении. В процессе реализации этой системы работы проводятся: анкетирование, тестирование, создание альбомов с фотографиями, съёмки праздников.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мною разработана система работы, ориентированная на обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах в подготовительной к школе группе.
При создании системы работы я преследовала следующую цель: создании условий для работы с семьёй на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи данной системы работы:
1. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребёнка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
3. Активизация пропагандисткой деятельности среди родителей ДОУ по безопасному поведению на дорогах;
4. Выработать систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
В основу системы мною взяты данные эксперимента в двух подгруппах (экспериментальной и контрольной) подготовительной к школе группы, результаты тестирования и результаты анкетирования родителей, которые позволят нам увидеть уровни знаний о безопасном поведении на дорогах детей и их родителей.
Учитывая вышесказанное, я разработала план эксперимента, что обеспечило системность и последовательность в моей работе. Также я разработала перспективное планирование по обучению детей безопасному поведению на дорогах с учётом требований ФГТ. Каждое занятие по перспективному плану помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. В перспективный план входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса (1-организованная деятельность; 2- совместная деятельность; 3- самостоятельная деятельность, что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице; стимулирование у детей самостоятельности. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности :
- наблюдения
-игры подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, соревнования;
- составление коллажей;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй и оформление их в книжечки;
-беседы, чтение художественной литературы.
-познавательные викторины;
-психотерапия (чтение сказок на дорожные темы);
- больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществлялось несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомились с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
В процессе воспитания детей я учитывала следующее:
- важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
- в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения в транспортном средстве;
- я не ограничивалась словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходила к дороге, все вместе мы наблюдали за реальной дорожной обстановкой, а также рассказывала и объясняла, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);
- занятия проводила не только по графику и плану, а использовала каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращала внимание детей на ту или иную сторону правил;
-проводила мероприятия-развлечения, конкурсы детских рисунков, положительные результаты приносят и проведение КВН с детьми подготовительной здоровой и санаторной групп детского сада;
- развивала такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражнялась с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
-использовала все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др., не считая какую – то из форм основной.
В подготовительной к школе группе детского сада имеется:
1) уголок по ГИБДД, состоящий из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения, светофоры, фигурки людей, регулировщиков;
2) настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики;
3) дидактические игры по обучению безопасному поведению на дорогах, изготовленные совместно с родителями;
4) атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов
5) ширма по правилам безопасного поведения на дороге;
6) дорожная библиотечка с подборкой детской художественной литературы;
7) информационный стенд для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах»;
8) плакат - схема «Безопасный маршрут – детский сад- дом».
В детском саду есть кабинет по ПДД с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации, необходимые для безопасности на дорогах большого города и прочим инвентарём на дорожную тематику.
Работа велась мною систематически как с группой детей, так и с подгруппами (старшей и подготовительной, так как ДОУ является комбинированным типом образовательного учреждения.
Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить.
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль мною отводилась организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Детям рассказывала о работе милиционеров-регулировщиков. Я также знакомила детей с правилами поведения в транспорте. Большое внимание я уделяю работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Для определения эффективности проведенной работы обобщим полученные результаты.
Анализ полученных результатов.
Результаты анализировались с привлечением данных обследования уровня знаний безопасного поведения на дорогах детей и родителей – тестирование детей по подгруппам : старшая – экспериментальная и подготовительная - контрольная, так же я использовала вопросник по теме «Дорожная азбука» в обеих группах, анкетирование родителей по теме «Правила и безопасность дорожного движения"
Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования.
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий по эксперименту показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких.
Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало 9 детей, что составило 53%, средний уровень - 8 детей (47%, низкий уровень отсутствует.
В контрольной группе у детей следующие показатели: высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показали все 11детей, участвующих в тестировании, что составляет 100%.
Следует отметить, что у детей есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.
По результатам вопросника можно сделать следующие выводы:
1)в 2011 уч. г. высокие результаты показали 6 детей (28%, средний уровень-14 детей (57%, низкий уровень-4 ребёнка (15%).
2)в 2012 уч. г. высокие результаты показали 7 детей (30%, средний уровень-15 детей (62%, низкий уровень-2 ребёнка (8%).
По итогам анкетирования родителей на первый квартал 2011-2012 уч. г. необходимо отметить, что 50% родителей обучают детей безопасному поведению на дорогах в домашних условиях, 28%-редко, в зависимости от ситуации, 22%-нет.
Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
Результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах изменились в лучшую сторону.