Анна Сукова
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу организовывала в младшей группе, общеразвивающей направленности, «Капелька». Цель моей педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие. Цели и задачи моей работы тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников. Повышать уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста за счет внедрения в образовательный процесс спортивных и подвижных игр, музыкальных досугов, физкультурных праздников.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя младшей группы» размещена в разделах
1. Развивать связную речь дошкольников в различных формах и видах детской деятельности.
2. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов с целью повышения качества образовательного процесса путем внедрения инновационных технологий.
В своей работе руководствуюсь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Основной образовательной программой МАДОУ «ЦРР – ДС №12». Перед началом нового учебного года была разработана «Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе, общеразвивающей направленности».
Свою профессиональную деятельность я строю с учё том ФГОС дошкольного образования и придерживаюсь следующих принципов:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости, основывающихся на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Опираясь на возрастные особенности детей, я стараюсь использовать разнообразные формы работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей : игра, беседа, реализация проектов, экспериментирование, обсуждение и др.
Считаю, что общая цель ДОУ и воспитателя группы - предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
Основной формой работы в группе для меня является совместная деятельность с детьми, основанная на диалоге и игровых приёмах, где мы с детьми являемся равноправными партнёрами по общению. В группе стараюсь создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, где каждый ребёнок выбирает себе занятие по интересам.
Основываясь на важнейшем дидактическом принципе развивающего обучения, внедряю в практику разнообразные формы организации детской деятельности, осуществляю их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса: опыты и эксперименты, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, тематические экскурсии. При отборе содержания образовательной деятельности учитываю психологические особенности детей, состояния их здоровья, использую модель личностно – ориентированного взаимодействия с детьми.
Всю педагогическую деятельность строю в соответствии с психолого-физиологическими особенностями каждого ребенка, что позволяет мне осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрывать их творче-ский потенциал.
С детьми данной группы работаю второй учебный год. Списочный состав группы 23 человека, из них 9 девочек, 14 мальчиков.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям младшего дошкольного возраста. 18 детей имеют 2 группу здоровья, 5 ребенка – 1 группу здоровья.
Большая часть детей нашей группы в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.
Мы старались научить детей играть спокойно, не мешая друг другу. Все дети эмоционально отзывчивые. Всех своих детей я приучаю к доброму отношению к окружающим. Дети умеют утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.
С ребёнком, проявляющими агрессию, проводила специальные упражнения и беседы. В результате проделанной работы, мальчик стал в общении гораздо спокойнее и доброжелательнее, признаков явной агрессивности не наблюдается. Ребята стали эмоционально отзывчивыми к нему, чаще проявляют доброе отношение.
Сотрудничество с родителями помогло мне своевременно создать условия, обеспечивающие развитие навыков общения у детей, усвоение ими норм и правил взаимоотношения, повышения их личной самооценки. Проводила коррекционную работу, направленную на развитие и формирование у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах, навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции действий, взаимоотношений с окружающими.
В группе есть одна очень застенчивая девочка. Ей трудно начать с кем-нибудь общаться и играть. Я стараюсь помочь ей в преодолении робости в общении с детьми.
Все дети очень интересные, очень любознательные. Я стараюсь отвечать на все их вопросы. Жизнь детей в группе насыщена проблемными практическими и познавательными ситуациями. Для детей создан исследовательский центр. Очень много в группе детских книг и детских энциклопедий.
Все мальчики и девочки подвижные, жизнерадостные и любознательные. Любят много и долго играть. Девочки любят играть в дочки-матери, в сюжетно-ролевые игры: «Детское кафе», «Больницу», «Магазин», «Семья». Мальчики любят играть в военных, в моряков, в строительные игры. В группе имеется крупный и мелкий строительный материал (пластмассовые и деревянные конструкторы). Много в группе различных машинок.
Все дети разносторонне развиты, некоторые из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, спортивной школе.
Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы. Дети умеют поддержать беседу. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, частично умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. ; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей.
Развивающая предметно-пространственная среда моей группы скорректирована в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обеспечивает реализацию ведущего вида деятельности – игры, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
В построении развивающей предметно-пространственной среды я опирались и на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Учитываю гендерный подход в организации игровой деятельности
Организованная предметно-пространственная среда в группе носит развивающий характер, она разнообразная, трансформируемая, полифункциональная и содержательно-насыщенная.
В соответствии с возрастом детей, их индивидуальными потребностями организованы игровые зоны. Имеется обучающий и развивающий материал: дидактические игры, макеты, кукольные театры, представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т. д. Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр. В группе имеется выбор строительных наборов, мелких игрушек, детских музыкальных инструментов.
Ежедневно я поддерживаю доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создаю благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Стараюсь установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес посещению детьми детского сада. Поэтому дети охотно посещают детский сад.
Создавая развивающую среду в младшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Реализация задач образования детей нашего детского сада требует тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что обуславливает необходимость конструирования открытого педагогического процесса. В этом направлении ведется систематическая и целенаправленная работа. Взаимодействие с семьёй строю по принципу активного вовлечения родителей в жизнь группы, формирование у них представлений об основных целях и задачах воспитания детей. В работе с ними использую наряду с традиционными формами работы и новые интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
В работе с родителями сочетаю коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Проводимые мною собрания, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, тематические выставки в приемной в сочетании с практическими заданиями и рекомендациями медицинского работника, беседами и консультациями специалистов помогают родителям овладевать педагогическими знаниями, быть грамотными в воспитании детей. Провожу анкетирование родителей, которое помогает понять и принять проблемы родителей, связанные с воспитанием детей. Так перед проведением родительского собрания, на тему: «Польза и вред компьютера и телевизора», я провела анкетирование родителей и убедилась в необходимости проведения такого собрания.
В процессе индивидуальной работы с родителями провожу консультации и беседы, по предупреждению родителей о необходимости создания безопасных условий для пребывания детей дома и на улице, в лесу, на даче. В результате проведенной мною работы и тесного сотрудничества с родителями стало заметно редкость случаев детского травматизма и несчастных случаев с воспитанниками моей группы.
В своей работе использую нетрадиционные формы общения с родителями. Провела родительские собрания на тему: «Польза и вред телевизора», «Вот они какие, дети 4х лет», «Как играть с детьми дома», «Воспитание здорового ребенка».
Родители всегда с удовольствием откликаются на просьбы и предложения, помогают в проведении выставок, оформлении участка и группы, строительстве зимних построек на участке. В мае и июле 2021 года провели с родителями субботник по благоустройству участка. Вовлечению родителей в образовательный процесс способствует участие их в совместных проектах. Совместную проектную деятельность наряду с собраниями в интерактивной форме я считаю наиболее эффективными формами работы с родителями.
В течение 2021-2022 учебного года дети младшей группы «Капелька» участвовали в творческих муниципальных конкурсах. «Чудо Новогодней игрушки»- участник. «Большое будущее моего ребёнка», в номинации «Профессиональные династии» - победитель. Я принимала участие в муниципальных конкурсах «Зеленый огонек – 2022», лауреат межмуниципального заочного конкурса «Дорожная азбука», участник Всероссийского педагогического фестиваля межпредметных проектов по безопасности дорожного движения «Светофор безопасности», «Муниципальный конкурс на лучшие игровые практики. Модуль игровые взаимодействия» - победитель.
Подводя итоги 2021-2022 учебного года, считаю нужным, включить в годовые задачи следующего учебного года экологическое направление, уделить внимание направлению физического воспитания. Продолжить работу с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности и профориентации.