Ольга Гурунян
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Русский сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.
2. Формировать умение у детей расписывать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
4. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
5. Расширять представления о Полхово-Майданских матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию „Русский сувенир“» размещена в разделах
Материал: деревянные матрёшки, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь, кисти №2, №4, стаканы с водой, подставки для кистей, салфетки, наглядные пособия, аудиозапись с русской народной музыкой.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о матрешках.
2. Чтение стихотворений о матрешках.
3. Загадывание загадок об игрушках.
4. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
Организационная образовательная деятельность.
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Воспитатель:
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Кто-то бросил к нам в окошко,
Посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца
Что щекочет нам лицо,
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
- Ребята, хотите узнать, кто нам написал письмо? Очень интересно! Давайте посмотрим, что же там может быть. (Распечатывает письмо, достает матрешку).
Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна? (Ответы детей).
Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек? (Ответы детей). Для этого нам надо отправиться в путешествие в город Полох-Майдан. (Дети проходят к столам с матрёшками).
3. Воспитатель: (выставляет 8 матрешек из одного набора).
-Восемь кукол деревянных,
круглолицых и румяных
На столе у нас живут,
всех матрешками зовут.
Это игрушка с сюрпризом. Посмотрите-ка, ребята,
чем матрёшечка богата?
У матрешки-невелички
есть веселые сестрички.
-В каждой красавице-матрешке спрятана сестричка поменьше. А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта игрушка? Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказалось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась взрослым и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски : в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками. Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода, в селе Семеново, и недалеко от города Мурома, в Полох - Майдане. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети любуются сестричками - матрешками. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с Полох - Майданскими матрешками. По форме они удлиненные с небольшой головой. На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана фартучек. Посмотрите, каким узором украшают фартуки художники Полох - Майдана? (Ответы детей). Узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. В центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс.
4. Воспитатель:
-Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
- Вот матрешечки гуляли, (гуляют по комнате врассыпную).
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (Собирают ягоды).
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся и «едят ягоды» с ладошки).
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку).
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (выставляют ножки на пятку).
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами).
Только слышат вдруг подружки: (прислушиваются).
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке чьи-то серенькие ножки.
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
5. Воспитатель:
- Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете матрешек. (Раздает силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными, яркими.
6. Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель обращает внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках.
Воспитатель:
- Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворять руками.
Все то, что может радовать друзей.
Пусть матрёшки останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве.
7. Рефлексия: проводится анализ работ и делается выставка. Дети называют своих Матрешек именами: Василиса, Варвара, Марфа, Алёна, Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша.