Теперик Ирина
Русские народные игры и забавы
▼ Скачать + Заказать документы
Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.
Малечина-калечина
Публикация «Русские народные игры и забавы» размещена в разделах
Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.
Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»
Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.
Бабки
Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.
Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.
На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.
В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.
Веревочка
Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.
В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.
Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.
Репка
Развлечение по мотивам известной сказки. Участники встают «паровозиком», обхватив соседа, стоящего впереди за пояс. Первый игрок обнимает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» тянет последнего участника, пытаясь оторвать его от остальных.
Существует и иной вариант развлечения: игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку. По команде каждый участник начинает тянуть «инструмент» на себя, не вставая с места.
Забава «Вишенка»
Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.
Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.
Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.
Горелки
Веселая и подвижная забава, которая развивает у участников внимание и скорость. Игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги. Выбирают водящего, который становится к остальным спиной. Перед ним на небольшом расстоянии рисуют линию, участники поют задорную песенку «Гори-гори ясно».
По завершении «композиции» на слове «беги» парочка размыкает руки и стремительно несется к линии. Задача водящего – поймать одного из «бегунов», пока они не встретились за чертой. Кого удалось захватить, с тем встаешь в пару. Партнер, оставшийся в одиночестве, становится новым водящим.
Вернуться к оглавлению
Ручеек
У наших предков ни одно праздничное мероприятие не обходилось без мудрой и веселой забавы. В ней удивительным образом переплетались такие трепетные чувства, как любовь, ревность, нежные прикосновения.
Игроки становились в ряд парочками, брались за руки и поднимали их над головой, образуя длинный коридорчик. Участник, оставшийся в одиночестве, проходил через ручеек, и разбивая любую пару, выбирал себе «соратника». Игрок, у которого похитили девушку или парня, отправлялся в начало коридора и искал нового «компаньона».
Кубарь
Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.
Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.
С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.
Чижик
Детская забава, которая может развеселить или опечалить. Самый старший из игроков чертит мелом квадрат в клеточку, в середине ставит камень, на котором размещает «чижика». Каждый участник по очереди подходит к клетке с длинной палкой и бьет по мишени. От удара «чижик» подлетает вверх.
В это время остальные игроки стукают по нему на лету, стараясь загнать назад. Забава длится до тех пор, пока не появится один из участников с побитым лицом, который начнет искать виновного. Но как правило, дети быстро забывают про синяки и ссадины, возобновляя прерванное развлечение.
Заря
Участники встают в круг, руки размещают за спиной. Один из игроков, которому досталась роль «воды», ходит позади них с ленточкой и приговаривает:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков. Тот должен быстро схватить «метку» и оба участника бегут по кругу в разные стороны. Оставшийся без места становится новой «зарей».
Петушки
Мальчишки еще те задиры. Им бы только потолкаться, подраться, попетушиться. Однако настоящие бои проводились не абы как, а с соблюдением строгих правил. На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали.
Парни толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.
Оплеухи
Еще одна старинная забава, предназначенная исключительно для юношей. На лавочке друг напротив друга усаживаются два молодца, ноги скрещивают под скамьей и начинают раздавать оплеухи сопернику. Удары получались не слишком сильными, поскольку скрещенные ноги и узкая лавка не позволяли размахнуться в полную силу.
Бой мешками
Два удалых молодца встают ли усаживаются на бревно, в руках держат мешок. По команде парни начинают лупить соперника, стараясь скинуть его. Для сложности некоторые участники одну руку плотно прижимают к пояснице, а борьбу ведут второй. В игре важно наличие умения двигаться и чувствовать соперника.
Вернуться к оглавлению
Катание по шестам
Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.
Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.
Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи. Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость.
Люлька
Для игры потребуется веревка длиной от двух до трех метров. Ее держит пара человек либо один конец закрепляют на дереве. Веревку не раскручивают, а слегка раскачивают над землей на высоте от десяти сантиметров.
Участники по одному или в паре прыгают через резиночку разными способами до тех пор, пока не совершат ошибку. Тот, кто споткнулся или запутался сменяет игрока, качающего веревку.
Бирюльки
Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности.
Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек.
Жмурки
Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:
— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.
Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.
Игроки могут активно передвигаться или стоять неподвижно, дразнить «жмурку», чтобы привлечь внимание и спасти того, к кому ведущий подобрался слишком близко.
Бубенцы
Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:
Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.
Золотые ворота
Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники парой проходят через них. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.
После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.
Гуси-лебеди
Из игроков выбирают одного или двух волков. Также потребуется определиться с вожаком, которая «запустит» игру. Он встает на одном конце площадки, гуси перемещаются на другой. Волки прячутся в сторонке. Вожак обходит свои «владения», осматривает местность, и заметив серых хищников, возвращается на место и кричит:
— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!
После этого «птички» должны добраться до вожака, пока их не съели волки. Пойманные гуси покидают игру, оставшиеся повторяют забаву.
Лапта
Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.
РЕКЛАМА
Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой». Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники.
Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.
Городки
Иное название потехи «свинки» или «рюхи». На предварительно расчерченной площадке размещали «городки» — это разнообразные фигурки, созданные из деревянных чурок. Задача участника сбить с помощью специальной биты пятнадцать основных фигур. «Строения» имели разное название. Желательно использовать минимальное количество бросков, чтобы набрать больше очков.
Соревнования могут быть индивидуальные или командные. Развлечение требует от участников наличия ловкости, меткости и хорошей координации.
Вернуться к оглавлению
Прятки
Популярная детская забава. Веселая и подвижная игра помогает развивать смекалку, выдержку и находчивость. Количество участников не ограничено, чем больше, тем веселей. Водящий становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные игроки разбегаются и прячутся по укромным местам. Цель развлечения – отыскать всех участников и назвать их по имени.
Ладушки
Потешная игра, предназначенная для самых маленьких. Ладушки помогали развеселить кроху, привлечь его внимание интересными стишками. Слова сопровождаются движениями рук и головы, увлекательной мимикой и хлопками.
Игра помогает развивать мелкую моторику, обучает детей навыкам общения и приносит массу позитивных эмоций.
Взятие снежного городка
Народные забавы для зимнего времени года. Различие является частью массовых гуляний на празднование Масленицы. Городок – это две стены с воротами, декорированный фигуркой петуха, бутылки и рюмки.
Возводили его из снега в поле или на открытой площадке. Чтобы добиться максимальной неприступности, крепость поливали водой.
В игре принимало участие две команды, чаще всего это были молодые и крепкие юноши. Одна сторона представляла собой «осажденных», т. е. находилась внутри городка. Задача противников – захватить строение и разнести его. Причем атакующим разрешалось оседлать коней, а оборонительные редуты были пешими.
Для защиты игроки применяли ветки, метелки, снежки. Первый, кто проникнет в крепость считался победителем.
Поймай рыбку
Для победы от игроков требуется скорость и хорошая реакция. Участники формируют круг, в центре которого размещается водящий с веревкой в руках. Он вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача игроков – подпрыгивать над верёвкой, тот, кто зацепится – выбывает.
Горячее место
Прекрасное развлечение для любителей догонялок. В центре площадки обозначают место, которое именуется «горячим». Водящий старается поймать игроков, желающих туда проникнуть. Тот, кто попадется в его плен, становится помощником.
Если участнику удается попасть на горячее место, он может там отдыхать неограниченное количество времени. Но стоит покинуть его, как снова придется убегать от водящего.
Слон
Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.
Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.
Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.
Краски
Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:
Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:
— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?
«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:
— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:
— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей
Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.
Салки
Одна из самых популярных игр, которая не потеряла актуальности в наши дни. Участники расходятся по площадке, закрывают глаза, руки прячут за спину. Ведущий дает одному из игроков в ладошки предмет. На счёт «раз, два, три» все открывают глаза, при этом руки по-прежнему спрятаны.
Участник, которому достался предмет, говорит: «Я салка». Остальные игроки должны удирать от него, прыгая на ноге. Тот, кого салка поймает, становится ведущим. Кстати, «вода» также перемещается на одной «прыгучей» ноге.
Удар по веревке
Простая забава, помогающая развить реакцию и заодно повеселиться. Понадобится плотная веревка, которую скручивают в кольцо и завязывают. Участники располагаются снаружи и держат его одной рукой. В центр кольца становится ведущий. Его задача – осалить игрока, который займет его место.
Казаки-разбойники
Русские народные игры и забавы для детей сложно представить без этого развлечения. Все участники делятся на две команды: казаки и разбойники. Первые выбирают место, где обустраивают темницу и ставят там «охранника». В это время разбойники прячутся, оставляя на пути разные подсказки и стрелки.
Задача казаков – отыскать всех «бандитов» и доставить в темницу. С пойманным игроком остается сторож. Однако разбойники могут попытаться спасти товарища, захватив «охранника». Забава завершается после поимки всех «хулиганов».
Тише едешь
Шумные и веселые древнерусские игры помогали развивать ловкость и смекалку. На земле рисуют две линии, расположенные на расстоянии пяти метров друг от друга. Перед одной чертой находится водящий, около другой встают участники.
Задача игроков первым добежать до «воды» и занять его почетное место. Сложность забавы заключается в том, что водящий периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После данной фразы игроки замирают.
Ведущий всеми доступными способами старается их рассмешить, при этом прикасаться к участникам запрещено. Тот, кто засмеется, возвращается к стартовой линии.
Медвежонок
Подвижное и веселое развлечение. На земле рисуют два круга. В одном из них располагается берлога с медвежатами, в другом – остальные участники. Игроки покидают символический домик и поют песенку: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит».
После этого из своего укрытия выбегает медвежонок, который старается догнать участников. Тот, кто станет первой жертвой косолапого, перемещается из «избушки» в «берлогу».
Бой петухов
Участники поджимали ногу и подпрыгивая, пытались победить соперника, подталкивая его. Главная задача игроков – удержать равновесие. Тот, кто первым вставал на обе ноги или вовсе падал на землю, считался проигравшим.
Петушки и курочки
Парная забава, которая учит ребенка нести ответственность за напарника. Объединившись по два человека, команды начинают собирать крупные семена, рассыпанные по земле. На это отводится определенное количество времени. Победителем считаются те, кто соберет больше зерен.
У медведя в бору
Для проведения потехи площадку делят на две части. У одной черты размещается водящий, который выполняет роль медведя. Возле второй линии собираются остальные игроки. После сигнала они отправляются в «лес» за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к логову косолапого. Пока не будут произнесены все слова, разбегаться нельзя.
Действия игроков сопровождаются простым четверостишием: «У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А он не спит, все на нас глядит!».
После последних слов, «мишка» бежит ловить ребятню. Он гонится за ними, пока дети не спрячутся в «домик». Роль водящего переходит тому, кого поймает косолапый.
Утки-Гуси
Игра тренирует выдержку и ловкость. Участники формируют круг, руки за спиной. Держа в руках мячик, водящий обходит всех игроков и несколько раз произносит «утка», затем резко меняет слово и говорит «гусь».
После этого быстро отдает мяч другому участнику. Затем водящий и ребенок с игрушкой ходят влево – вправо, двигаясь по кругу навстречу. Каждый старается первым дойти до пустого места, откуда стартовало движение. Кто опередит соперника – победит.
Ловишка – козлик
Для проведения игры можно выбрать образы любых животных. Например, в роли ловишки будет волк. Затем из участников выбирают козлика и произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, мы тебя напоим и накормим, ты нас не бодай, а в ловишку поиграй».
После этих слов игроки разбегаются в разные стороны, а «козленочек» старается их забодать и поймать.
Цепочки
Участвуют две команды. С помощью считалки выбирают человека, который будет разбивать цепочки. Игроки располагаются в две шеренги друг напротив друга и крепко держатся за руки. Водящий разбегается и бежит к «звеньям» соперников, стараясь «порвать» их.
Если попытка удачна, он имеет право забрать одного из участников противоположной команды. Не получилось прорвать оборону? Придется сдаваться в «плен». Та команда, где соберётся больше человек, становится победителем.
Фанты
Увлекательная забава для детей дошкольного возраста. Помогает тренировать память, воображение и речь. Ведущий говорит: «Вам передали двести рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, да и нет не говорите!».
Ребенок слушает вопрос и старается не применять в ответах запрещенные слова. Например, «Вы отправитесь на бал?» можно сказать «Поеду». Если игрок совершает ошибку, он передает ведущему фант (вещь, а затем старается выкупить его с помощью песенки или стиха.
Заключение
Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу.