Ульяна Белецкая
История предметов «Путешествие в прошлое ручки и ее роль в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные педагогические задачи: познакомить с историей ручки, с
процессом ее преобразования человеком; учить понимать назначение и функции
ручки, ее необходимость в жизни человека, устанавливать
причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;
развивать интерес и желание знать прошлое человека; активизировать
мыслительную деятельность, словарный запас.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для
Публикация «История предметов „Путешествие в прошлое ручки и ее роль в жизни человека“» размещена в разделах
расширения своих представлений о предмете (ручке); интересуется историей
предмета, его назначением.
Материал: конверт с диском, угольки, бумага, палочка-стиль, гусиное перо,
чернильный набор, видеофильм, ручки.
Словарь: уголек, перо, ручка.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Письменность на
Руси», рисование мелками, угольками, перышками, ручкой.
С о д е р ж а н и е д е я т е л ь н о с т и
– Сегодня на занятии поиграем в игру «Что лучше и удобней». Но сначала
отгадайте загадку:
Длинная ножка
В красном сапожке
Быстро бежит
По ровной дорожке.
Её следы –
Наши труды. (Ручка.)
– К нам в группу сегодня пришло вот такое письмо, давайте посмотрим.
(Достает конверт с диском.)
«Здравствуйте дети! Я – карандаш. Моя подружка – ручка – попала в беду.
Один наш знакомый учится в 1 классе. Вася лентяй и не любит учиться. Он
пришел из школы и забросил все свои школьные принадлежности на полку, а
вместе с ними и мою подружку – ручку. Теперь она лежит на книжной полке и
плачет. Вася говорит, что ручка ему не нужна, что раньше в древности люди
обходились без этого, и сейчас можно обойтись, и даже найти что-то лучше и
удобнее».
– Давайте поможем карандашу и докажем лентяю, что ручка нужна и
обойтись без неё невозможно. Для этого проведем заседание «Клуба юных
исследователей» и пригласим в наш клуб … (называет имя-отчество
которая учит нас рисовать.
– Итак, садитесь поудобнее, я расскажу вам интересную историю.
Давным-давно жили люди, которые не умели хорошо разговаривать и
выражали свои мысли с помощью рисунков. Они рисовали углем на камнях.
– Потрогайте уголек (на столе у каждого, почеркайте им. Что получается?
– Какими стали руки? Удобно ли писать?
– Люди писали заостренной палочкой из дерева или кости на восковых или
глиняных дощечках, на песке они выдавливали рисунки.
– Вот такая палочка для письма называлась стиль. (Показывает палочки.)
– Но шли века, и человеку захотелось описать свою жизнь. И тогда на смену
стилю пришло гусиное перо. (Показывает рисунок.)
– Но подходящими для письма были только перья из хвоста водоплавающих
птиц: гусей, лебедей, бекасов. А перья кур, индюков, голубей для этого не
годились. Гусиное перо много сотен лет служило людям.
– А как писали гусиным пером?
– Перо гусиное макали в чернила и писали на бумаге. Но чтобы чернила
стекали на бумагу и не делали клякс, кончик пера расщепляли – делали
небольшую щелку, и когда нажимали на перо, по щели на бумагу текли
чернила. (Показывает чернильный прибор.)
– Кто пользовался раньше гусиным пером? (Ученики, писатели.)
– Один гусь давал 10–20 перьев, пригодных для письма. Огромные гусиные
стада гуляли по окрестностям городов и деревень, чтобы перьев хватало всем.
– Посмотрите отрывок из фильма, как писатель пишет пером.
Демонстрируется видеофрагмент.
– Наш великий поэт А. С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.
Людям было, конечно, неудобно. Приходилось часто обмакивать перо в
чернила. Чтобы что-то написать, требовалось много времени. (Показывает
иллюстрации.)
– А сейчас на заседании нашего клуба выступит … (Ф. И. О. руководителя).
Наше заседание продолжается.
1. Какое главное назначение ручки? (Чертить, писать буквы, цифры.)
2. Скажите, как называется ручка, которой вы пишете на занятиях?
(Шариковая.)
3. Как вы думаете, почему она так называется?
– На конце шариковой ручки есть крошечный шарик, еле-еле заметный.
Потрогайте кончик ручки, какой он? (Твердый.)
– В стержне есть цветная паста, а шарик все время как бы обмакивает в
пасту то один, то другой свой бок и поэтому пишет.
– Сейчас вы рассмотрите под лупой этот шарик (Опыт с лупой.)
– Но шариковые ручки тоже бывают разные. Есть ручки с одним стержнем
(показ, а есть с тремя, четырьмя стержнями.
– А чем отличаются вот эти ручки? (С одним стержнем и с четырьмя
стержнями.)
– Такая ручка с 2, 3, 4 стержнями называется авторучкой.
– Итак, продолжаем наше заседание. Сейчас поиграем в игру «Путаница».
– Я вижу, вы многому научились. Наше заседание закончилось. Вы
убедились, что Вася неправ? Конечно, он обязательно должен понять: без ручки
обойтись нельзя.