Папки-передвижки

Роли психолога в процессе консультирования клиента

Лавриненко Ирина Геннадьевна
Роли психолога в процессе консультирования клиента
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения между психологом и клиентом могут быть самые разные: манипулятивные, искренние, некие преобразующие или направленные на преобразование, понимающие и не понимающие. И всегда в процессе и результате работы возможна некая трансформация отношений, в том числе смена, вплоть до инверсии, ролей у консультанта и клиента. Так какова же роль консультанта? Может ли консультант быть другом клиенту или профессиональным советчиком, или же учителем, экспертом в волнующих вопросах клиента. А может консультант быть неким спутником для клиента в блужданиях по закоулкам его жизни или излучать абсолютную и прописную истину, неким гуру?. Многих людей приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в ходе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной научно-практической ориентации, от его квалификации, личностных черт, и наконец, от самого клиента. Если у консультанта нет четкого представления о своем месте в консультировании велика вероятность, что он в своей работе будет руководствоваться не определенными принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, он будет делать то, на что надеется и чего хочет клиент. При этом он может не столько помогать клиенту вылезти из собственноручного созданного им болота, но, наоборот, помогать клиенту все больше заходить в трясину его психологических проблем. Практически любой клиент, придя на консультацию, ожидает, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни, разрешит насущные проблемы, например, разрушать семью или сохранить отношения, работать или пойти учиться, где учиться или работать, с кем дружить, строить семью, как наладить отношения с начальством и с подчиненными и так далее. И вот тут, особенно консультанты только начавшие свою практику в работе, могут попасть в типичные ловушки консультирования. Например, консультант начинает ощущать себя всемогущим, в общении с клиентом включается некая роль покровителя. Ему льстит, что клиенты, которым необходимы ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему. Но в этом и кроется опасность, ведь никакой консультант, да и в принципе никто в этом мире, не может указывать другому человеку, как и что ему делать в его жизни. Консультант может ощущать себя сверхмудрым и проницательным, не будучи таковым. Он также может считать, что его задача – воздействовать или избегать воздействия, там, где нужно было противоположное.

Темочки:

Поэтому правильное понимание консультантом своей роли в процессе консультирования очень важно для достижения поставленных целей клиента, при обращении за помощью. Ведь клиент должен не впасть в еще одну зависимость - уже от консультанта, принимая на себя роль ребенка, а самостоятельно принимать решения, занять позицию взрослого, чтобы разрешить иные зависимости и проблемы. Поэтому в настоящее время отмечается важность нетрадиционных методов профессиональной подготовки психологов, значение практико- и проблемно-ориентированных методов, направленных на самоисследование специалиста, супервизий. Одной из наиболее актуальных проблем является разработка эффективных моделей образовательной среды, которые бы позволили сделать процесс личностного и профессионального роста специалиста не хаотичным, спонтанным и парциальным, но организованным и системным [Абрамова Г. С., 1995, Айзенк Г. Дж., 1994, Алешина Ю. Б., 1994, Арпентьева М. Р., 2015; Кэхеле X. и др., 1998, Мергенталлер Э., 1998, Карвасарский Б. Д., 2010, Коновалова Л. А., 2006, Меновщиков В. Ю., 2010, Постников И. В., 2010, Пезешкиан Х., 1996, Розин В. М., 1997, Франкл В., 1990, BarakA., 1999, 2000, Durban J.A., McGlinchey K.A., 1999, др. ].

Консультант не может знать наверняка все о сущности и нуждах клиентах, и, следовательно, и подсказать, а тем более указать правильный выбор - соответствующий нуждам и сущности - никак не может. И тут раскрывается вторая, но не менее важная роль консультанта - помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. В этом также кроется суть процесса консультирования. Также, консультант может помочь клиенту в вопросе понимания самого себя, помочь понять происходящее в его жизненном пространстве, какой он сейчас и каким он хотел бы стать, то есть осмысленно достичь поставленных целей на основе своего же осознанного выбора. Клиентам во время консультирования нужно проявлять искренность и честность перед собой в осмыслении своего поведения, стиля жизни, чтобы сформулировать запрос и принять решение, каким образом и в каком направлении они хотели бы двигаться, чтобы изменить качество своей жизни. Запрос - ключевой момент психотерапии. Пока его нет - нет психотерапии. Запрос - это тот результат, которого хочет достичь клиент с помощью психологической работы. В основном на выявление первичного запроса клиента уходит 5-7 сессий и бывает сделать это очень сложно. И бывает так, что как только клиент осознает свой реальный запрос - на этом и заканчивается вся психотерапевтическая работа, клиент знает в чем проблема и знает, что делать дальше.

В индивидуальной работе с клиентом невозможно иметь какой-либо четкой схемы работы и применение каких-либо психодиагностических методик (рисунок №1). На любой вопрос психолога клиент может ответить по-разному, и, в соответствии с его ответом, психолог задает следующий вопрос, на который так же клиент может ответить по-разному и т. д. В своей работе психолог ориентируется только на представления и понимая самого клиента, а не на свой опыт, и уже в зависимости от полученной информации от клиента направляет его.

В индивидуальной работе с клиентами какой-либо подготовки не требуется, если заранее не был установлен специфический и сложный для консультанта запрос. В процессе первой сессии с клиентом психолог определяет направление дальнейшей работы и либо он перенаправляет клиента к другому специалисту, если полностью не компетентен в данном вопросе, либо сам подтягивает свои знания. М. Кокс [Сох М., 1988] называет это «структурированием процесса терапии», который может быть первичным и вторичным. Под первичным имеется ввиду личное присутствие консультанта в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента. Под вторичным имеется ввиду деятельность самого консультанта, обеспечивающая максимальный уровень доверия и соответственно раскрытия самого клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем является консультант, а во втором - что он делает. Структурируя психотерапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самовыражении и самораскрытии, помогает неким образом идентифицировать самого себя для себя же самого. Иногда инициативу клиента приходится ограничивать, если консультант чувствует, что в данный момент клиент слишком перевозбужден и / или «заходит далеко» или начинает склоняться «не в ту сторону» (например, не исследует психологический, внутренний смысл происходящего, подменяя его внешним). Другими словами, консультант запускает и при этом контролирует «потенциал раскрытия» своих потенциальных клиентов. [Кочюнас Р., 1999]. У психологического консультирования как помогающей практики есть своя специфика и рассматривается она как помогающее взаимодействие, так и в типологии нарушений сознательных или неосознанных противодействий в помогающем диалоге между психологом и клиентом. Современные исследователи выделяют несколько типов социально-психологических, в том числе межличностных отношений [Акбарова А. А., 2009; Maranto R., Gresham A, 1998; Clark M., 1993; Fiske A., 1991, 1992] :

1. Мнимая помощь, которая выражается в избегание чужих проблем и соответственно нежелание оказывать соответствующую помощь.

2. Бартерная помощь, так называемая помощь в обмен на помощь, где на первом месте выступает калькуляция услуг. В этой ситуации часто консультанты просто подсаживают клиентов на постоянное хождение на приемы к ним, хотя сами понимают, что помочь особо ничем не смогут.

3. Взаимодействие, которое выражается в старании консультанта понять других людей и помогать им, но не приносящее желаемого результата по причине неспособности к пониманию клиента у консультанта или нежелания быть понятым у клиента.

4. Лже-помощь, которая сводится к стремлению консультанта разрешить свои проблемы под видом помощи другим.

Из выше написанного видно, что отношения между психологом и клиентом могут быть как потребительского характера, так и помогающего, как манипулятивного, так и искреннего, как полные понимания, так и полные непонимания и «имитаций бурной деятельности». Это так же не маловажно при понимании самого процесса консультирования и самого конечного результата от него. Из этого следует, что одно из значимых и базовых требований к консультанту в работе с клиентами - это умение и необходимость осознавать границы своих профессиональных возможностей. То есть если психолог хочет быть профессионалом в своем деле, первое что он должен уметь и делать - это понимать самого себя. Поэтому, отмечают исследователи, нет проблемы «клиент - не клиент», есть единственная и главная проблема «консультант - не консультант» [Абрамова Г. С., 1994, Варга А. Я., 2013, Карвасарский Б. Д., 2010; Яковлева С. В., 1998, Эренберг О., Эренберг М., 1998, Dobias Y., 1975]. Эта проблема раскрывает самые главные навыки психолога консультанта (умение вести диалог, осмысление себя и других людей (клиентов, жизни в целом, проблем, которым и предполагается что он будет обучаться, и это обучение будет непрерывным и постоянным.

Какие же роли может взять на себя консультант в процессе своей работы. В зависимости от видов и форм консультирования, консультанты делятся на две категории: 1. экспертная роль - консультант по ресурсам, который советует что делать; 2. который советует как делать - консультант по процессу. Экспертная роль - ключевая. Консультант в экспертной роли (ключевой) по сути предлагает готовые решения, а клиент уже решает принимать или не принимать его предложения. Консультант по процессу пытается научить клиента решать самому проблемы. Здесь важна обратная связь от клиента.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мои сказочные роли»Фотоотчет «Мои сказочные роли» В любом детском саду проводятся праздники, развлечения. В каждом сезоне свой праздник. Например, осенью это – День Знаний, или праздник.

Фотоотчет «Мои роли на утренниках»Фотоотчет «Мои роли на утренниках» Все мы родом из детства. В профессию воспитатель, я попала не случайно. Моя мама, тетя, сестра - педагоги. Свою работу я очень люблю.

Фотоотчет «Мои сыгранные роли»Фотоотчет «Мои сыгранные роли» В своей жизни, за 20 лет, я сыграла много разных ролей, но все они были на сцене. Теперь, когда я работаю в детском саду инструктором по.

Фотоотчёт «Мои маленькие роли»Фотоотчёт «Мои маленькие роли» «Я – Воспитатель, а значит я актриса!» Воспитатель - это уникальный актер. Артистизм воспитателя - это состояние души. Мы, взрослые,.

Фотоотчёт «Мои роли»Фотоотчёт «Мои роли» Фотоотчёт «Мои роли».Развлечения и праздники - это всегда яркое события в жизни дошкольников. Дети всегда их любят, ведь они приносят детям.

«Мои роли»  (фотоотчет)«Мои роли»  (фотоотчет) Мы,взрослые,знаем,как все дети любят артистов. Вот и для меня никогда не стоял вопрос играть или не играть роль на праздниках или развлечениях?.

Мои роли на праздниках и развлеченияхМои роли на праздниках и развлечениях Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Всем известно, что с раннего.

Мои роли в детском садуМои роли в детском саду Все мы воспитатели детских садов понимаем, что наша профессия универсальна. На работе мы и мамы и педагоги, и няни, и декораторы, и маляры,.

Мои сценические ролиМои сценические роли Театральные зарисовки. Клоун "Клепа" на дне защиты детей. "Бармалей" "Карлсон" прилетел в гости на 1 сентября. Праздник Нептуна.

Эссе «Мои сыгранные роли»Эссе «Мои сыгранные роли» Трудный учебный год выдался в этом году,за всю жизнь не помню такого напряжения,как нынче. Сказать,что учебный год проходил непросто- ничего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роли психолога в процессе консультирования клиента
Опубликовано: 26 января 2022 в 20:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роли психолога в процессе консультирования клиента» (включая файлы) размещена пользователем Лавриненко Ирина Геннадьевна (УИ 2892192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД