Кузнецова Ольга
Роль занятий по ДОП с детьми дошкольного возраста в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях в рамках дополнительного дошкольного образования (в данном случае – в форме кружковой деятельности). Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в небольшие подгруппы (8-10 человек, что позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям. В зависимости от конкретных условий используется также фронтальные занятия, то есть со всей группой и индивидуальная работа.
Публикация «Роль занятий по ДОП с детьми дошкольного возраста в речевом развитии детей» размещена в разделах
У многих детей наблюдается несовершенное произношение свистящих (З, С, Ц, шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ, сонорных (Р, Л, М, Н, Й) звуков, что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Поэтому необходимо систематически работать над развитием речевого аппарата (язык, губы, зубы, верхнее небо, постепенно добиваясь правильного и отчетливого произношения. Регулярно проводимые игры с пением, стихами ( например:«Пузырь», «Каравай», «Два веселых гуся» и др.) или дидактические игры со звукоподражанием ( например: чирикание воробушек, цоканье копыт, гудение автомобиля, игры «Кто как кричит», «Угадай, кто пришел?») дают возможность ненавязчиво, в интересной для ребенка форме тренировать речевой аппарат.
Логоритмика – это комплексная методика. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы – речевое развитие ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Цель программы «От звука к букве» – осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
I этап: 5-6 лет. Основная задача на данном этапе - развитие звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, развитие артикуляционного (т. е. речевого) аппарата (язык, губы, зубы, верхнее небо, закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
Предмет изучения – звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие, одиночные согласные, Ь и Ъ).
На этом этапе главное научить детей не путать понятия «звук» и «буква». Звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем.
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, звук представляется ребенку во всем многообразии.
Для успешного решения задачи широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Закончи предложение», «Найди и обведи», «Определи место звука (буквы) в слове», что делает процесс обучения интересным, занимательным, доступным. Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
Одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Детям демонстрируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение. Заучивание стихотворений, которые демонстрируют изучаемый звук, развивают произвольную память, дикцию, темп и выразительность речи.
По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет их от механического заучивания слов и букв.
Дети знакомятся с графическим изображением слова- прямоугольник, учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит. Эта новая задача не вызывает у детей трудностей, а наоборот, делает процесс обучения работы с моделями слов развивающим, интересным. Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они учатся выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.
В целях успешного усвоения материала, создания эмоционального фона, поддержки интереса к занятию и снятию напряжения и усталости проводятся физкультминутки.
II этап: 6 -7 лет. Основная задача на этом этапе – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению. Этому способствуют материалы для детей, содержание которых связано с образовательной областью познание, включающей в себя задачу расширения кругозора детей через ознакомление с окружающим миром (Времена года, домашние и дикие животные, цветы и т. д.).
Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова. Художественные произведения представлены разными жанрами:
- пословицы и поговорки, которые заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль ( Например:Возьми книгу в руки и не будет скуки);
- литературные загадки, которые пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и закрепляют представления о нем ( Например:Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета);
- стихотворения, содержание которых служит развитию и обогащению словаря ребенка ( Например:Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое);
- рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, В. Даля, которые способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитывают любовь к художественному слову.
Для того чтобы выполнить то или иное игровое упражнение – дописать слово, разгадать кроссворд, объяснить смысл пословицы, - ребенку необходимо прочитать предложение, стихотворение, загадку и понять их содержание, что и является результатом процесса освоения чтения.
Таким образом, программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям овладеть навыками речевого общения