ирина матвейчук
Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями
Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с тяжелыми нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Публикация «Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Методическое пособие «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 5-6 лет» позволит детям в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.
Таким образом, цель пособия - формирование пространственной ориентировки, графических навыков у детей с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей.
В пособии все задания подобраны и расположены по лексическим темам, изучение которых предусмотрено «Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В.
Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поэтому предлагаются в игровой и наглядной форме. Система упражнений основана на принципе постепенного усложнения заданий. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Занятия по предложенному пособию будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушениями.
Методическое пособие поможет ребё нку:
- научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
- научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др. ;
- развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;
- развить мелкую моторику и координацию движений руки;
- сформировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
С целью выявления уровня сформированности пространственных представлений у детей рекомендуется проводить коррекционную работу на основе диагностики.
В предлагаемой методике обследования используются традиционные логопедические приемы для оценки состояния развития пространственных представлений. При разработке диагностики учтены возрастные особенности детей старшей группы и возможность включения их в коррекционно-образовательный процесс, учитывая Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи.
В качестве основных диагностических методов предложены несложные эксперименты в форме дидактические игр и инструкций.
Мониторинг по уровню развития пространственных представлений у детей по предложенной схеме проводится в начале и конце учебного года.
Диагностика уровня развития пространственных представлений
Ориентировка в схеме собственного тела. Дидактическая игра «Покажи где,» - Покажи правую руку, левую руку, левый глаз, правый глаз, правое ухо, левое ухо. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.
1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.
0 баллов – задание не выполняет.
Ориентировка в окружающем пространстве. Дидактическая игра «Следопыт»
- Покажи предметы, которые находятся впереди, сзади, вверху, внизу,
справа, слева.
2балла – выполняет все задания после однократного повторения.
1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.
0 баллов – задание не выполняет
Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Дидактическая игра «Кто где сидит» - Скажи, где сидит бабочка.
-Скажи спрятался щенок.
- Скажи где стоит девочка.
2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.
1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.
0 баллов – задание не выполняет
Ориентировка на плоскости. Упражнение «Художник» - Нарисуй: вверху солнце, внизу елку, справа от елки цветок, слева от елки мяч. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.
1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.
0 баллов – задание не выполняет
Если ребенок набрал:
• 6 - 8 баллов – высокий уровень, т. е. ребенок самостоятельно выполнить задание;
• 1 - 5 баллов – средний уровень, ребенок может выполнить задание с помощью взрослого (уточняющие вопросы, неоднократное повторение)
• 0 баллов – низкий уровень, ребенку задания недоступны.
Мы надеемся, что занятия по нашей книге будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушения.