Надежда Чубукова
Роль закаливающих мероприятий в жизни детей
▼ Скачать
Консультация для воспитателей
Роль закаливающих мероприятий в жизни детей.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы это здоровье. Здоровье – нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все органы. Так это слово определяется в толковых словарях. О том, что здоровье наивысшая ценность для человека, показывает многовековой опыт народа, который отвел значительное место этой теме в пословицах и поговорках - «В здоровом теле — здоровый дух», «Здоровье дороже золота», «Чистота — залог здоровья».
Публикация «Роль закаливающих мероприятий в жизни детей» размещена в разделах
Вырастить здорового ребенка это первоочередная задача не только для родителей, но и для педагогов, так как немалое время ребенок проводит именно в стенах детских образовательных учреждений. Родители детей, посещающих детский сад, желают видеть своего ребёнка здоровым, физически развитым, жизнерадостным и активным. Сотрудники школ и детских садов всячески должны содействовать им в этом, так как физически здоровый ребенок более коммуникабелен и устойчив, он способен адекватно воспринимать поступающую информацию, такой ребенок быстрее справится с любой стрессовой ситуацией и лучше приспособится к изменяющимся условиям окружающей среды.
Одним из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний является закаливание. Закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной жизни человека. Закаливание влияет не только на физическое, но и на эмоциональное здоровье человека. Соответствующие процедуры способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости. Кроме того они повышают эмоциональный тонус, увеличивают физическую и умственную работоспособность. Тем самым ребенок, участвующий в закаливающих процедурах получает возможность комфортного взаимодействия с окружающими средой и обществом и создает себе прочный фундамент здоровья.
Говоря о закаливающих процедурах, в первую очередь имеется в виду воздействие на ребенка природных факторов, таких как воздух, солнце, вода. Воздух как средство закаливания используется с первых дней жизни. В условиях режима детского сада возможны такие процедуры как воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений. Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезное закаливающее действие, тренируя вегетативно-сосудистые реакции, тем самым улучшая физическую терморегуляцию.
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны, так как активизируют сосудосуживающие рефлексы, имеющие большое значение в повышении устойчивости сосудистых реакций. В работе с детьми можно использовать следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног, а так же купание и плавание.
Солнечные ванны так же оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Принятие солнечных ванн положительно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата и мышц. Это возможно благодаря тому, что под воздействием солнечных лучей в организме детей образуются соединения богатые витамином D.
Одним из главных факторов, влияющих на результативность закаливания, является осознание важности закалки самим ребенком. Поэтому важно заинтересовать ребенка настолько, чтобы инициатива исходила от него самого. Тогда процедуры оздоровления пройдут в приятном сотрудничестве и принесут больше пользы. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать то, что ему неприятно, так как эффект такого действия может быть обратным.
В вопросах воспитания культуры здоровья детей требуются энциклопедические знания. Это и педагогика, и психология, и физиология, и другие науки. Они необходимы как родителям, так и педагогам. Поэтому самая первоочередная задача, к которой следует приступить - это вооружится необходимой информацией.