Титова Антонина
Роль экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, для детей дошкольного возраста, ведущей деятельностью является игра. Наряду с игровой деятельностью, большое значение имеет познавательная деятельность.
Познавательная деятельность это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом, это поиск и приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
В настоящее время наблюдается отсутствие у детей интереса к познавательной деятельности. Дети увлечены гаджетами, которые предполагают манипулятивные действия, не требующие больших умственных затрат.
Публикация «Роль экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, мыслить творчески, неординарно.
Знания ребенка, его опыт не формируются сами по себе, а происходят в результате взаимодействия ребенка с какой-либо информацией. И я убеждена, что ребенку просто необходима поисковая деятельность.
Мир детей –это мир почемучек. Малыши очень любознательны. Ребенок рождается исследователем, он ищет новые впечатления, проявляет любопытство, любит наблюдать и экспериментировать. И задача воспитателя заключается в том, чтобы удовлетворить потребность детей, помочь найти ответы на самые непростые детские вопросы, создать детям необходимые условия для самостоятельных открытий. Ведь чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок.
У дошкольников необходимо развивать познавательную активность (тягу к познанию причины какого-то явления, умение оперировать имеющимися знаниями и умениями) и общие познавательные способности (умение обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, развивать логическое мышление и т. п.). [1]
Для детей дошкольного возраста мир открывается через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основана исследовательская деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Именно поэтому дети так любят экспериментировать. Именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.
Ребенок может достаточно длительное время исследовать один предмет, раскрывая его для себя с новых сторон, открывая в нем новые свойства. Это будет происходить до тех пор, пока полученных знаний будет не достаточно для того, что удовлетворить потребность в изучении данного объекта.
Чем больше знаний накапливает ребенок об исследуемом объекте, тем более сложные цели он может ставить перед собой для его последующего изучения.
Экспериментирование не развивается как вид самостоятельной деятельности. Исследовательская деятельность тесно переплетается:
- с развитием речи (в процессе исследования, ребенок комментирует происходящее, использует в речи новые слова и фразы, учится четко выражать свою мысль);
- с наблюдением;
-с изобразительной деятельностью (чем лучше развито воображение и фантазия, тем красочнее и точнее будет зафиксирован результат эксперимента; чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее сможет передать его детали во время изобразительной деятельности);
-с формированием элементарных математических представлений (сравнение и счет).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что чем активнее ребенок трогает, экспериментирует, щупает, наблюдает, слушает и рассуждает, анализирует и сравнивает, тем активнее он участвует в образовательном процессе и тем быстрее развиваются его познавательные способности.
В данный момент не до конца изучена и разработана методика организации детского экспериментирования. Это связано с тем, что недостаточно проработана теоретическая часть вопроса, нехватка методической литературы, и, пожалуй, самый главный фактор- недостаточная направленность педагогов на данный вид деятельности, недооцененность педагогами детского экспериментирования. Как следствие – медленное внедрение детского экспериментирования в работу дошкольных учреждений. [2]
Дошкольники прирожденные исследователи, испытывают постоянную необходимость в экспериментировании. Задача педагогов- активно способствовать в развитии этой потребности, поддерживать интерес к ней. В процессе экспериментирования, для ребенка открываются скрытые объекты и явления окружающих предметов.
Практика работы показывает, что для развития познавательной активности и познавательных способностей, необходимо создать условия для самостоятельного исследования ребенком окружающих предметов.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, методики экспериментирования, я создала в группе уголок экспериментирования «Почемучки». Цель создания уголка:
- развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит формирование первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение,
-формирование умений комплексно обследовать предмет.
В тоже время, экспериментирование, являясь сложным методом обучения и средством познавательного развития, должно быть продумано и спланировано педагогом.
С другой стороны, уголок экспериментирования – это база для игровой деятельности ребенка (работа в уголке превращает детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты и наблюдения).
Основная задача уголка экспериментирования – создать необходимые условия, поддерживающие в ребенке интерес к исследованиям, развивающие любознательность. [3]
Я работаю в группе раннего возраста. С детьми проводила элементарные опыты, которые доступны для восприятия в этом возраста, свойства предметов которых они могут понять, усвоить. Ведь когда, если не в раннем возрасте закладывать основы к поисково- исследовательской деятельности. Чтобы поиск в решении вопроса был не только полезным и продуктивным, но еще интересным и увлекательным, я разработала проект «Мы исследователи» с элементами экспериментальной деятельности, провела с детьми ряд опытов, познакомила со свойствами неживой природы. В работе с детьми, необходимо показать, что даже самые привычные объекты: вода, воздух, песок скрывают в себе много неизвестного.
Чтобы познакомиться с таким свойствам воды, как прозрачность, мы провели элементарный опыт, сравнив стакан с водой и с молоком.
Для ознакомления со свойствами воздуха, мы опустили бумажные кораблики на воду и, меняя силу, дули на них, тем самым ускоряя и замедляя кораблики.
Также, познакомились со свойствами льда, поместив в две емкости с водой большую и маленькую льдинки, и наблюдали, какая быстрее растает.
Со свойствами мокрого и сухого песка познакомились таким образом – в одной емкости песок оставили сухим, в другой – намочили. Дети узнали, что из мокрого песка можно лепить фигуры, но он не двигается, если на него подуть и наоборот в другой емкости.
Чтобы занятия в уголке исследований проходили продуктивно, необходимо соблюдать ряд правил:
-условия и обследуемые предметы должны быть безопасны для жизни и здоровья воспитанников;
-обследуемых объектов должно быть в достаточном количестве, для удовлетворения потребностей
-доступность расположения.
Наполняемость уголка:
1. Камни, различные виды глины, песка, шишки, перья, листья.
2. Лупы, пинцеты, пипетки, мерные ложки, резиновые груши, емкости для проведения опытов и т. д.
3. Справочная литература, картотека опытов.
Дошкольное образование нацелено на то, чтобы обеспечить саморазвитие и самореализацию детей, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольников.
Таким образом, при регулярной и систематической работе в уголке экспериментирования у детей расширяется кругозор, дети учатся взаимодействовать сообща, у них развивается интерес к исследовательско-познавательной деятельности.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Сухомлинский В. А.
Список литературы и источников:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска /Под ред. Цветковой Т. В. – М: ТЦ Сфера, 2017 г, - 128 с.
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО издательство Детство – пресс, 2013. – 128 с.