Родионова Наталия
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: воспитатель Родионова Наталия Александровна
ГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение дисциплинированность, ловкость. Игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Сюжетно-ролевая игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. В то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Руководство сюжетно ролевой игрой - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Главный прием прямого руководства:
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной).
Что же важно при прямом руководстве?
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания.
Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. А достигается это в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Важное – продумать: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру). Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай».
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
От воспитателя требуется прежде всего создать условия для развития творческой сюжетно-ролевой игры :
- создание тематических игровых уголков («Больница», «Парикмахерская»)
- расположение разнообразного игрового материала в удобных и доступных для детей коробках, контейнерах, ящичках с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Какую же помощь в данном случае может оказать взрослый:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- спланировать ход игры, последовательность действий
- предложить вариант распределения ролей, согласовать замысел,
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- наблюдение за игрой детей,
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных ситуаций или игровых ситуаций,
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).
Выбор педагогом прямого или косвенного направления руководства сюжетно-ролевой игрой зависит от нескольких факторов, в том числе от возраста дошкольников. В младшем дошкольном возрасте происходит зарождение сюжетно-ролевых игр. По мере взросления дети совершенствуют навыки при помощи взрослого – педагога.
К 6-7 годам дети умеют самостоятельно организовывать игру: выбрать тему, подобрать атрибуты, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.