Ирина
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, — следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Публикация «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей» размещена в разделах
Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который дается детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьми новую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.
Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия (кружок).
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни, пляски.
На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни, пляски, игры, упражнения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, которые доступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагогический коллектив исполняет детям на занятиях как слушание музыки или на праздниках, концертах. При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонации, на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.
На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоен материал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составить пляску, упражнение на определенную музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Нужно научить воспитателя пользоваться проигрывателем, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог исполнить по нотам детскую песенку, спеть ее. Хорошо привлечь в кружок технический персонал и актив родителей. Это приближает их к педагогической работе. Кроме кружков, следует широко использовать для воспитателей и детей слушание радиопередач.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников.
Для того чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходимы контроль и помощь заведующего учреждением.
Песню — в жизнь детского сада.
Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь. Механическое, невыразительное пропевание с детьми песен не достигает цели, не закрепляет у детей правильных навыков (естественное звукообразование, чистота интонации, правильная дикция, а главное — не создает у детей интереса к пению.
Воспитателю необходимо хорошо знать, какое значение имеет пение для ребенка, разбираться в том, какие песни нужны и хороши для детей данной возрастной группы, должен сам правильно и выразительно петь детские песни.
Между тем воспитатели иногда поют малышам и разучивают с ними песни из репертуара старших групп и даже школьного возраста. Это объясняется тем, что педагоги поют песни, которые знают, не вникая, насколько они пригодны для детей. Так, воспитатель во время пребывания на даче часто пела детям 5-го года жизни песню «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера. Дети подпевали, неправильно передавая мелодию.
Воспитатель должен быть знаком с вокальными навыками детей данной группы и их песенным репертуаром, на котором надо развивать эти навыки.
Напевность, протяжность звучания мелодии — важнейший навык пения. Этот навык дается легче, если в тексте песни преобладают гласные. Так, в словах народных песен «Котя — котень-ка-коток» или «Бай-качи» меньше согласных звуков, больше гласных.
Если дети поют неверно, воспитатель по окончании пения должен указать им, где была ошибка, спеть это место песни и предложить одному или нескольким детям повторить, а потом поет вся группа.
Выбор песни лучше определить вместе с музыкальным руководителем. Бывает, что одну и ту же песню дети воспринимают по-разному. Зависит это от состава детей (мальчики и девочки, их музыкальной подготовленности, интересов. Так, песня «Осень» М. Красева в старшей группе, где было много мальчиков, не вызвала такого интереса, как в другой старшей группе, где преобладали девочки.
Старшие дети справляются и с пропеванием двух звуков на один слог, например в песне «Тень-тень» В. Калинникова («похвалялся за-ай-ка, пойди догоня-ай-ка»).
Кроме правильного исполнения мелодии детьми, воспитатель должен следить за навыком верного и отчетливого произношения слов, особенно их окончаний. Например, в песне «Флажки» Е. Тиличеевой дети поют «мы выходим на парад с краснами (а не «красными») флажками» или в песне «Парад на Красной площади» А. Островского упорно поют «ваезжает (а не «выезжает») маршал» и т. д. Показ воспитателя помогает детям избежать неправильного произношения слов.
Заметив ошибки в произношении, педагог должен исправить их немедленно. Однако некоторые педагоги не уделяют внимания дикции детей, и они произносят слова песни с вялой артикуляцией.
Выразительно исполнить песню помогает воспитателю совет музыкального руководителя — какие оттенки делать в песне в связи с художественным образом, какие выделять слова, где петь быстрее, где — медленнее, где брать дыхание.
Роль воспитателя на музыкальных занятиях различна в зависимости от содержания занятий и от возраста детей. Воспитатель может исполнить новую песню, петь вместе с детьми при разучивании песен и проведении игры. Но особенно важно участие воспитателя в закреплении навыков, полученных детьми на занятиях, т. е. пение с детьми песен в свободное от занятий время. Так, дети старшей группы играли в кукольный театр. Они показывали кошку, собаку и загадывали загадки. Воспитатель предложил не только отгадывать загадки, но и петь про этих животных. Дети с особым интересом спели песню про «Жучку» Н. Кукловской, «Серенькую кошечку» В. Витлина.
Летом после шумной игры в стадо педагог собрал на лужайке детей старшей группы и предложил послушать песню «Стадо» М. Раухвергера. Ребята слушали с удовольствием. По просьбе детей педагог спел эту песню еще раз, а затем предложил спеть вместе песню «На прогулке» М. Красева, ее ребята начали разучивать на музыкальных занятиях, особенно повторили те места, в которых дети не всегда чисто интонировали.
На летнем празднике дети инсценировали песню «На мосточке» А. Филиппенко. После праздника мостик оставили для игр, и дети по нескольку раз возвращались к инсценированию этой песни. Сменялись и козлик, и волк. Все старались петь свои партии, а воспитатель поддерживал и направлял интерес детей к пению.
Педагоги разными способами могут вызвать у детей интерес к песне. Некоторые устраивают с детьми концерты. Заранее намечается репертуар песен, которые исполняются хором, индивидуально, небольшими группами. В программу включается исполнение знакомой или новой песни самим педагогом.
Воспитывая у детей любовь к песне, надо развивать бережное отношение к ней, не разрешать петь небрежно, крикливо. Иногда бывает, что дети начинают песню и прекращают, не закончив ее, или группа детей поет одну песню, а остальные, заглушая их, запевают другую. Воспитатель рассказывает : «Я часто объясняю детям, что песню надо петь одинаково красиво и хорошо как на музыкальных занятиях, так и на прогулке, дома, во время игр. Видя, что пение переходит в шалость, я запрещаю петь, говорю: «Не шали, не порти голоса, такую песню неприятно слушать». Если я хочу закрепить какую-нибудь песню или научить детей лучше петь ее, я как бы невзначай начинаю петь сама. Дети, услышав песню, подпевают мне, отстающим в пении предлагаю спеть песню вместе со мной».
Интерес педагога к музыкальному воспитанию детей, его активное участие в этой работе, согласованность воспитателя и музыкального руководителя — основные условия, которые дают прекрасные результаты — песня проникает в жизнь детского сада.
При отсутствии в детском саду музыкального руководителя воспитатели самостоятельно ведут музыкальную работу с детьми. При этом они могут получать консультации в методическом кабинете. Если по какой-либо причине посещение методического кабинета затруднено, можно пользоваться слушанием детских музыкальных радиопередач.
Важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и дома. Поэтому надо вести соответствующую работу и с родителями, знакомя их с детскими песнями.
Не следует разрешать детям дома петь песни взрослых, которые они слышат по радио. Не говоря уже о недоступности содержания таких песен, следует помнить, что их исполнение, особенно громкое, наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.
• Музыкально-ритмические движения
• Подготовка к занятию
• Выбрав песню, педагог должен тщательно ее выучить. Для этого надо несколько раз спеть песню без сопровождения, вслушаться в нее, хорошо усвоить мелодию и текст, продумать в связи с художественным образом все оттенки (где исполнять громче, где замедлить, где спеть быстрее, какие слова особо выделить, где взять дыхание, чтобы не прерывать звучание на полуслове или в середине музыкальной фразы, а также’тщательно выучить фортепианное сопровождение.
• Кроме того, необходимо продумать, как разучивать песню с детьми: выявить наиболее трудные места в мелодии, выделить труднопроизносимые слова, наметить приемы для того, чтобы вызвать у детей интерес к песне.
• Огромное значение для исполнения имеет четкая и ясная дикция.
• Первое правильное, художественно-выразительное исполнение песни музыкальным руководителем (воспитателем) не только производит сильное впечатление, но благодаря детской склонности к подражанию помогает хорошему, качественному ее исполнению и лучшему усвоению детьми. Взрослые всегда должны помнить, что слишком громкое исполнение песни или чрезмерно звучное фортепианное сопровождение (особенно в партии левой руки) так же, как громкая разговорная речь, отрицательно влияют на развитие музыкального слуха и вызывают у детей крикливость в пении.
• На совещании педагогического коллектива праздничная программа обсуждается и принимается с дополнениями и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности — каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает. Так, одни занимаются убранством помещения — зала, вестибюля, оформлением стенной газеты, другие делают костюмы, атрибуты и т. д. Одному из воспитателей поручается ведение праздничного утренника.
• Роль ведущего очень ответственна. Ведущий — это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящие действия, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.
• От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой. Важно, чтобы ведущий держался непринужденно, говорил выразительно, вел утренник эмоционально. Он должен быть находчивым.
• На утреннике случаются и непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж и т. п.). Ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.
• За всем ходом подготовки к празднику следит заведующий детским садом.
• Родители также могут принять участие в подготовке к празднику. Они помогают в украшении помещения, оформлении стенной газеты, изготовлении костюмов.
• Праздник должен ощущаться детьми с того момента, как только они вступят на порог детского сада. Особая чистота, убранство помещения, нарядная одежда детей и взрослых сразу создают праздничное настроение. Воспитатели приветливо встречают детей и родителей и поздравляют их с праздником. Меню в детском саду тоже должно быть необычным, праздничным, блюда красиво оформлены. Костюмы заранее разложены, праздничные атрибуты приготовлены, воспитатель находится возле детей, ощущается приподнятая праздничная атмосфера.
• Перед выходом в зал не должно быть длительного томительного ожидания. Нужно рассчитать время так, чтобы раздать детям праздничные атрибуты и приготовиться к выходу. Неорганизованность, долгое ожидание входа в зал, отрицательно влияют] на настроение детей, на поведение во время утренника.
• Не только ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т. д.). Всякое промедление, замешательство со стороны воспитателя может нарушить стройность, организованность праздника, увеличить его продолжительность.
• Воспитатели и родители могут принять участие в торжественном шествии детей. Например, построить «коридор-ворота» встать парами и скрестить вверх ветки, цветы или флаги. Сквозь эти «ворота» пройдет демонстрация детей. Воспитатели выступают с исполнением песен, хором или соло, а также с танцем или хороводом. Дети воспринимают эти выступления с особым интересом.
• Праздничный утренник для детей младшей и средней групп устраивается отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длится дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются также песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступен данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30—40 мин, для старших — 45—50 мин.
• Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие — и во вторую половину дня, но не позднее, чем 16 ч. 30 мин. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы.
• Родители — желанные гости на празднике; заведующий детским садом и выделенный ему в помощь воспитатель или кто-либо из родителей приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Если помещение небольшое и не может вместить всех гостей, то на каждый праздник приглашается определенное число родителей. Присутствие их на утреннике радует детей, а также дает большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим весельем и радостью.
• Музыка на празднике занимает ведущее место. Подбору музыки нужно уделять большое внимание. Хорошая музыка и высококачественное исполнение ее способствует развитию художественного вкуса детей, а также вызывает у них положительные эмоции. Музыка должна соответствовать общему характеру и содержанию праздника и отдельным его моментам.
• Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
• В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма.
• Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.
• Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
• При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.
• Обучать детей пению может не только специалист — музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в дошкольном педагогическом училище.