Папки-передвижки

Роль театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Светлана Загинайло
Роль театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Огромное значение в воспитании ребенка имеет социально – коммуникативное развитие, так как дает возможность совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми: знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций и т. д.

Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является: привитие им навыков общения; знакомство их с традициями российской семьи; усвоение правил поведения в обществе; направление их на позитивное общение.

Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Следуя к этой цели, мы, воспитатели, должны помочь маленькому человеку стать самостоятельным в жизни и в принятии решений; увеличить время, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми. Развивать эмпатию (чувство сопереживания, отзывчивость, готовность пойти на контакт. Прививать трудолюбие, развивать творческое начало.

Однако наблюдения показывают, что на сегодняшний день дети и младшего, и старшего дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контакта в игре (включение в игру, распределение ролей, не умеют работать в коллективе, не способны правильно выражать свои эмоции, не могут сопереживать. Совершенно не слышат взрослых, практически, неуправляемы с родителями.

Одним из ярких и действенных методов формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является театрализованная деятельность.

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-коммуникативной активности ребенка, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации его творческого потенциала.

Среди важных педагогических условий можно обособить комплексное решение речевых задач. Обучение творческому рассказу зависит от уровня развития связной речи, в котором отражается богатство словаря, совершенство звуковой стороны речи, сформированность его грамматического строения. Творческий рассказ является высшей формой связного речевого высказывания, для построения которого ребенок должен овладеть лексической, фонетической и грамматической стороной речи, поэтому существенным является последовательное решение всех обозначенных задач в комплексе.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано совершенство речи. Во

время работы над выразительностью слов персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность.

Дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда весело персонажам, скорбят вместе с ними, предупреждают об опасности и всегда готовы им помочь.

Каждый из видов театрализованной деятельности ставит свои приоритетные речевые задачи. Когда ребенок просматривает представление, он воспринимает лучшие образцы правильной литературной речи, что способствует развитию и совершенствованию его собственной связной речи. В театрализованной игре обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи. При подготовке театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает готовые речевые формы.

Благодаря занятиям по театрализованной деятельности развиваю умение детей интонировать разные типы предложений, придерживаться пауз в конце предложений, учу детей делать логическое ударение, выделяя нужное слово голосом, приучаю говорить четко, определенно, необходимой силой голоса. В процессе занятий формируется речевая этика, обогащается словарь детей синонимами, прилагательными, наречиями, характеризующими внешность, черты, поведение людей и животных. Дети учатся употреблять в речи художественно-выразительные средства. Своим голосом, интонацией выражают отношение к тому или иному герою. Разыгрывая народные и авторские сказки, инсценировав рассказы и стихи. Дети различают жанры художественных произведений, запоминают до сих пор незнакомые слова, получают элементарные знания украинского фольклора, у них формируется оценочное отношение к любому художественному произведению.

Развитие театрально-игровой деятельности детей зависит и от личности педагога, его эмоциональности, эстетической культуры, умения учитывать интересы и наклонности дошкольников, настраивать их на воплощение игровых замыслов.

По нашему мнению, именно такой подход позволит упорядочить речевую работу, учесть специфичность речевых задач в каждом из направлений, усилить влияние театрализованной деятельности на овладение детьми разными типами связных высказываний во взаимосвязи. Ведь во время просмотра спектакля, ознакомления с литературными произведениями с помощью театра ребенок получает образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи, насыщенной точными образными изречениями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Как показывает опыт, в сочетании с инновационными педагогическими технологиями театрализованная деятельность служит для развития эстетично-эмоциональной сферы, воображения, двигательных, коммуникативных, познавательных, изобразительных, музыкальных способностей, становления грамотной и богатой речи, воспитания культуры поведения, артистизма, позитив к окружающему, активности, инициативности, чувству юмора, уверенности в себе, чистоплотности и заботливости.

Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 2007. – 123 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 2005. - 126 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 2005. - 278 с.

4. Загинайло С. А., Пикульникова И. А., Калинина М. А. Театрализованные игры как разновидность творческой игры и средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – №10 с. 20-22

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июля 2024 в 18:42
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Загинайло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД