Ирина Бурова
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются.
Основная цель, которую ставит перед собой воспитатель: формирование позитивного отношения к физкультуре.
Задачи, которые решаются в ходе работы:
• Повышать двигательную активность детей;
• Развивать творческое воображение;
• Способствовать совершенствованию двигательных навыков;
• Воспитывать уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к товарищам.
Публикация «Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Для того, чтобы занятие вызвало у детей интерес, воспитатель должен учесть множество факторов,начиная с мотивации (сюжета) и заканчивая подбором игровых атрибутов.
Воспитатель должен быть эмоциональным, искренним и обладать определенными качествами:
- уметь увлекать детей своими эмоциями, вызывать у них желание следовать его примеру;
- уметь видеть и чувствовать каждого ребенка;
- правильно подобрать атрибуты и спортивное оборудование;
- знать, как строится занятие, как распределяется нагрузка, как осуществляется переход от одной части занятия к другой;
- любить заниматься физкультурой и спортом и быть приверженцем здорового образа жизни.
Особенности и виды сюжетно-игровых занятий
У нас сюжетно-игровое занятие младшей группе детского сада проводится один раз в неделю. Два раза проводятся традиционные занятия, одно - занятие – прогулка и одно – физкультурный досуг. Все занятия строго дозированы по времени и рационально соотносятся с другими видами деятельности в течение дня и недели.
Сюжетно-игровые занятия мы условно разделили на пять групп: экологической направленности,фольклорные, занятия со спортивными атрибутами (например «Школа мяча», комплексные игровые программы (физкультурные досуги, занятия с элементами развития речи (по мотивам сказок, стихов, лексической темы по развитию речи).
Структура сюжетно-игрового занятия
По структуре сюжетно-игровое занятие почти не отличается от традиционного, кроме того, что в нем перед вводной есть еще одна часть, условно называемая нами – провокация. Провокация, конечно, только в хорошем смысле слова. Провокация, которая призвана привлечь внимание детей, организовать их для физкультурного занятия без всякого организационного момента, вызвать у них желание следовать за воспитателем.
Сюжетно-игровые занятия имеют и свои особенности:
• В занятии используются только те движения, которые дети хорошо освоили, т. е. разучили на физкультурном занятии, закрепили на повторном занятии с усложнением и на утренней гимнастике;
• В занятии используются только те игры, которые дети знают или те, которые довольно легко разучиваются;
• Сюжетно-игровое занятие проводится неспешно, дети общаются с воспитателями, между собой, обмениваются впечатлениями, рассуждают;
• Познавательный элемент сюжетно-игрового физкультурного занятия является разнозначной и равноценной частью занятия;
• В сюжетно-игровом занятии для младших дошкольников обязательно используется красочная, привлекательная для детей игровая и спортивная атрибутика.
Методы, применяемые на сюжетно-игровом физкультурном занятии
В дошкольном возрасте в большей мере используют показ, имитацию, зрительные, звуковые ориентиры.
Имитация – это подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др., птицам (гусь, петух, курица, воробышек, цапля, насекомым (бабочка, жук, комар, муха, пчела, гусеница, растениям (цветок, трава, различным видам транспорта (поезд, автомобиль, самолет, трудовым операциям (колка дров, полоскание белья и др.).
Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
Методы с использованием зрительных ориентиров (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, наклонам (достать носки ног, способствует увеличению амплитуды движения.
Методы с использованием звуковых ориентиров применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные ориентиры, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и др.
Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснение, указания, вопросы, рассказ, беседа и др. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным.
Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для побуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.
Сюжетный (тематический) рассказ применяется непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Условия организации сюжетно-игрового занятия
При подборе сюжетных игр прежде всего принимается во внимание сформированность у ребенка представлений о сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т. д., просматривает видео-, презентации, проводит беседы.
Огромную роль в проведении сюжетно-игровых занятий играет подбор атрибутов (маски, игрушки, спортивное оборудование). Они должны быть яркими, красочными, чтобы создать эмоциональное настроение на занятии, вызвать интерес, побудить детей к выполнению заданий.
Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Эстетическая характеристика сюжетно-игровых занятий обогащается игровыми зачинами, загадками, считалками. Примером содержания сюжетно-игровых занятий служат народные сказки, детские книжки и т. д. Важным моментом для проведения сюжетно-игровых занятий является музыкальное сопровождение.
На сюжетно-игровом занятии могут использоваться самые разнообразные игры, и чем больше игр будут знать дети, тем лучше.
Приветствуются также игры-импровизации, авторские игры, игры-драматизации, речевые малоподвижные игры, психогимнастика, игры с математическим содержанием, игры с экологическим содержанием и т. д.
Список литературы
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – Н. Н. : «LINKA PRESS», 2005.-112 с.
2. Бабаева,Т. И. Младший дошкольник в детском саду / Т. И. Бабаева и др. - СПб. : «Детство- ПРЕСС», 2006.- 288 с.
3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 72 с.
+