Ушакова Анна Сергеевна
Роль связной речи в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи происходит с определенными затруднениями в том случае, если у дошкольника наблюдаются отсутствие интереса к речи в целом, он избегает общения, имеет различные отклонения в звукопроизношении и другое.
Низкий уровень связной речи, в той или иной мере негативно сказываются на психической деятельности ребенка. Низкий уровень связной речи влияет на снижение уровня познавательной деятельности, т. к. ребенок старается меньше задавать вопросов. Это в свою очередь выражается в нарушении связей между речью и мышлением. У ребенка с низким уровнем связной речи наблюдается ограниченность речевых контактов, что также негативно влияет на освоение коммуникативных связей.
Публикация «Роль связной речи в развитии дошкольников» размещена в разделах
Низкий уровень развития связной речи дошкольника способствует наличию ограниченности речевого общения, малому словарному запасу, неумению полно выразить свои чувства и желания, обозначить действия. Недостаточный уровень развития связной речи отрицательно влияет на формирование личности в целом.
Низкий уровень связной речи создает проблемы эмоционально-волевой сферы, ведет к развитию у дошкольника таких отрицательных качеств характера как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство отчужденности, обособленности от детского коллектива.
Недостаточное развитие связной речи препятствуют речевому общению в системе «ребенок – ребенок» и «ребенок – взрослый», ограничивая возможности социальной адаптации в обществе и детском коллективе. Низкий уровень связной речи не преодолевается самостоятельно и может влиять на развитие важнейших психических функций дошкольника, выражающихся в недостаточном объеме памяти, логического мышления, в неумении образного представления о предмете.
В настоящее время в обычных группах детей дошкольного возраста могут быть дети, у которых ранее были, например, травмы головы. Такие дети должны получать особое внимание со стороны воспитателя, т. к. они могут быть психологически встревожены, неуверенны в себе, и на этом фоне меньше общаться и иметь слабую мотивацию к развитию связной речи.
В процессе развития связной речи развивается правильное фонетико-фонематическое оформление речи, улучшаются все компоненты речевой системы, относящиеся к смысловой и звуковой сторонам.
У дошкольников с недостаточным уровнем развития связной речи может наблюдаться ряд характерных проблем: наличие скудного словарного запаса, неправильное согласование слов в предложениях, нарушение звукопроизношения, слабые навыки описательно-повествовательной речи. У таких детей обычно наблюдается рассеянное внимание, слабый уровень или отсутствие логического мышления, недостаточный уровень слуховой памяти и запоминания. Такие дети обычно отстают в физическом развитии, у них низкий уровень двигательных возможностей, потому что дети с недостаточным уровнем связной речи в конечном итоге избегают коллективные игры, игры с правилами, игры, в которых требуется выражать команды.
Поэтому в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, ставятся задачи комплексного воздействия на все стороны психофизического развития.
На сегодняшний день накоплен большой педагогический опыт по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, который вызывает у них живой интерес и мотивирует принимать активное участие в занятиях по развитию связной речи.
Дошкольники вовлекаются в монологическую речь, пересказ литературных произведений. Они учатся составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы, явлениях окружающей среды. Дети учатся создавать разные виды творческих рассказов, заучивать и рассказывать стихотворения, а также составлять рассказы по картине и без них.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии, ТРИЗ-технологии.
Действенным средством развития связной речи считают художественную литературу. На занятиях в детском саду дошкольники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы, и в задачу педагога входит донесение до детей содержания произведения в единстве с его языковым богатством. Овладение воспитателем методикой обучения рассказыванию является одним из важнейших условий успешной работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Слушая детское художественное произведение, дети учатся вниманию, запоминанию, логическому рассуждению.
Начиная со средней группы в детской образовательной организации проводятся занятия по пересказу литературно-художественных детских произведений. Значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников занимаю занятия по обучению пересказу и составлению рассказа по картинкам. В тот момент, когда дошкольник не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, усиливается воздействие художественных произведений на его личность и на речевое развитие в целом. Если дошкольники глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал, то в этом случае они сумеют выразительно и последовательно пересказать произведение, не совершая пропуски и искажения, проявляя творческую активность.
На занятиях используют такие приёмы как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, а также осуществляется периодическая оценка речевой деятельности детей и развития связной речи.
Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность дошкольников в освоении связной речи. На различных этапах обучения методика применения различных приёмов и сам их выбор претерпевают изменения в зависимости от степени подготовленности детей, от уровня освоения материала и связной речи в конечном итоге.
Одним из приемов, облегчающих развитие связной речи, выступает использование на занятиях метода наглядного моделирования – воспроизведения существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Данный метод может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания, такими как:
- пересказ;
- составление рассказов по картине или серии картин;
- описательный рассказ.
В ходе использования метода наглядного моделирования дошкольники знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры или полоски;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).
Таким образом, развитие связной речи у детей дошкольного возраста является важным воспитательным процессом, которому должно уделяться достаточное внимание со стороны педагогов ДОО.