Елена
Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду
▼ Скачать
Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду
«Умен ты или глуп, велик ты или мал,
не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Саади - персидский поэт, писатель, философ
Публикация «Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Высокий уровень развития связной речи позволит ребенку стать интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что так ценится в детском игровом сообществе. Владение навыками культуры речевого общения (правилами этикета) будет способствовать динамичному расширению круга общения ребенка, позволит ему быстрее находить контакт и вступать в общение с разным контингентом людей.
Человек от природы является существом социальным, его прогресс развития зависит от биологических, психологических и прежде всего, от социальных законов. В процессе общения, социального взаимодействия с окружающими людьми ребенок получает и усваивает определенный социальный опыт.
Становление и развитие личности закладывается в раннем возрасте. В процессе взросления формирования личности ребенка совершенствуется под влиянием других людей, дошкольник приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей и несет за свое поведение, поступки, ответственность. Существует такое понятие как позитивная социализация дошкольника. Она представляет собой умение дошкольника взаимодействовать с окружающими людьми, сверстниками. Взаимодействие, то есть общение происходит при помощи разговорной речи. Речь является средством общения и познания детей дошкольного возраста, а также важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. Благодаря умению говорить ребенок получает возможность общения с окружающими людьми.
Как правило, к пяти годам ребенок активно вступает в социальные взаимоотношения с окружающими людьми. Умение общаться с окружающими является необходимым условием личностного и социального развития ребенка. Если к этому ребенок плохо говорит, он способен осознать свой недостаток и становится молчаливым, стеснительным. Любые проблемы в развитии речи дошкольника неблагоприятно влияют на его деятельность и поведение, а значит и на процесс формировании личности.
Проблема формирования речи дошкольника все большее значение на данном этапе развития дошкольного образования.
Рекомендации для родителей:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
- в семье или на досуге вовлекать детей в разговор;
- объяснять, комментировать свои действия и ситуацию;
- помогать детям вступать в контакт со взрослыми и родственниками;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа;
- продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложение распространенными. Просите повторить сказанное;
- читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка быть усидчивым, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Беседуйте о прочитанном.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без обучения ребенок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя и дома, на прогулке:
- Важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали; Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?». Следите, за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением. Также ребенок учиться сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий» и т. д. ;
- Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные: «Какой величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?»;
- Название свойств предметов закрепляются и в словесных играх: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента»- «А что шире – ручеек или река?»;
- Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно чтобы дети поняли, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих;
- Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи;
- Отгадывание загадок активизирует словарный запас.