Гордеева Динара Жугинисовна
Роль социального партнерства в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гордеева Динара Жугинисовна
ООО «Ладушки» г. Томск
Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с раннего возраста. Не является исключением и возможность развития у детей музыкально-творческих способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей культуры в будущем.
Темочки:
В настоящее время многие родители изъявляют желание с дошкольного возраста приобщать ребёнка к музыке, предоставить возможности для свободного проявления его творческих способностей. Ведь это закладывает основу для самореализации человека в будущем.
Кроме того, психологи отмечают особую значимость развития эмоционально-чувственной сферы ребенка. Современный мир насыщен информационно-логическими схемами, образовательная система ориентирована на раннее включение вербальных структур мозга. Все это оборачивается неврозами, диссонансом в развитии духовной составляющей личности человека. Излишняя “логичность” в ущерб чувствам оборачивается затруднениями в коммуникации, исчезает теплота отношений, человек становится не способен к эмпатии, отсюда рождается отчуждение, изоляция.
Гармоничное развитие эмоционально-личностной сферы ребенка, его творческих способностей закладывает основы психического здоровья, саморегуляции, самореализации человека. Особую роль играет в становлении личности именно музыкальное воспитание.
В нашем учреждении ведется углубленная работа по развитию детских способностей – созданы разнообразные кружки художественно-эстетического направления, танцевальная студия, кружок музыкального развития. Особенность этой работы в том, что все содержание воспитательно-образовательного процесса тесно связано с экологическим воспитанием дошкольников.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – начальном звене системы непрерывного образования.
В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. Такие знания в процессе общения ребенка с природой помогают ему правильно оценивать конкретные ситуации в поведении животных, растений.
Педагоги ДОУ большое внимание уделяют экологическому воспитанию дошкольников, и немаловажное значение имеет в этом процессе музыкальная деятельность. Традиционно в нашем детском саду проводятся экологические праздники: «Осенняя ярмарка», «День земли», «Встреча весны», «Волшебница вода», «День птиц» и другие. В систему работы входят также музыкальные занятия, развлечения, Часы искусства, комплексные занятия, которые в игровой форме способствуют воспитанию у ребят человечности, доброты, ответственного отношения к природе и к людям живущим рядом. Для развития творческих способностей детей организован кружок музыкального развития. Программа кружка «Веселые нотки» нацелена на личностное развитие ребенка через синтез музыки и природы, расширяет область самостоятельного музицирования детей, предполагает использование современных средств обучения: фонограмма, микрофон, игра на синтезаторе, планируется применение компьютерных обучающих программ – все это позволяет актуализировать процесс обучения, приобщить его к современным потребностям детей и родителей.
Программа кружка предполагает не только научить детей петь и играть на музыкальных инструментах, но и пропагандировать здоровый образ жизни, экологическую культуру. Поэтому результаты работы кружка демонстрируются на развлечениях, праздниках, родительских собраниях.
Особенность работы нашего учреждения по теме «Экологическое воспитание» в тесной связи детского сада, школы, учреждений дополнительного образования детей, преемственности дошкольного и начального школьного звена. Преемственность выражается не только в содержании, но и в формах работы.
Во дворе филиала Мичурина ребятишки вместе веселились, играли с красавицей Осенью и веселой Бабой-Ягой. Настенька из сказки «Аленький цветочек» провела гостей по территории детского сада, показала все достопримечательности – детскую метеостанцию, альпинарий, красивые клумбы. На спортивной площадке ребятам повстречался Волк, вместе они вспомнили экологические правила, спели песню «Про меня и муравья». А на музыкальной площадке ребят поджидало Пугало. Веселые игры и угощение завершили это замечательное событие. Замысел праздника был не только в том, чтобы повеселить ребят, но и рассказать жителям микрорайона как ведется работа по экологическому воспитанию в нашем детском саду, какие условия созданы для этого.
Ежегодно наши педагоги и дети принимают участие в Днях защиты от экологической опасности, участвуют в городской программе экологического образования и просвещения населения. Большое значение имеет и финансовая поддержка при проведении мероприятий. Ребятишки бывают очень рады получить сладкие призы и подарки. А педагоги чувствуют, что их труд востребован и высоко оценен.
Анализ проведенных мероприятий показывает высокую заинтересованность детей, родителей, других участников, а также высокую эффективность усвоения знаний, расширение кругозора детей, освоение дошкольниками начал экологической культуры. Достижению этих результатов способствует тесное взаимодействие с разными организациями, учреждениями образования и культуры. Роль социального партнерства, на наш взгляд, именно в согласованных действиях, взаимной заинтересованности.
В заключение хочется отметить, что совместная работа социальных партнеров только тогда будет продуктивной, когда все участники объединены одной идеей. Тогда сотрудничество становится не только взаимовыгодным, но и приносит радость и удовлетворение всем участникам.
Литература:
1. Девятова Т. Н. Звук волшебник. Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Москва, Линка – пресс, 2006.
2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, ВАКО, 2006.
3. Плеханова Т. А. Путешествие в страну королевы музыки для самых маленьких.
Северск, 2000.