Анастасия Адоева
Памятка для родителей «Роль слуха в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение
«Культурный центр»
Памятка для родителей
«Роль слуха в развитии ребенка»
Составитель:
Адоева Анастасия Виторовна
Хормейстер II категории
Темочки:
Памятка была разработана на внимание родителей к слуховым особенностям ребёнка. Ведь многие родители не замечают какие-то дефекты слуха у своего ребенка. По данным врачей оториноларингологов московской больницы, на данный момент вырос процент детей имеющие отклонения слуха, которым могли повлиять как внутренние, так и внешние факторы.
К внутренним факторам относится наследственность, к внешним заболевания слухового аппарата, которые не долечили до конца или совсем не лечили, что и привело к осложнениям.
В данной памятке представлены несколько пунктов, из которых можно узнать, как развивается слух вашего ребенка, которые были взяты из статьи Врача-оториноларинголога.
1. Роль слуха в развитии ребёнка
Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того, при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.
2. Причины нарушения слуха у детей
Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.
Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита - воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.
Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха - подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.
3. Этапы развития слуха ребёнка
Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.
• Первый этап - предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
• Второй этап - локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
• Третий этап - дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
• Четвертый этап - от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
• Пятый этап - от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
• Шестой этап - возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
• И заключительный этап формирования слуха - от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.
Поражение слуха нарушает нормальное развитие речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Так как роль слуха в речевом развитии ребенка является решающей, то недостаток слуха является препятствием для становления речи. У ребенка, наряду с обеднением словаря, нарушениями грамматического строя речи, наблюдаются нарушения в произношении. Он испытывает также затруднения в восприятии обращенной к нему речи. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии речи. Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться без речи или лишь с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов.
Потеря слуха может служить причиной полной или частичной утраты уже сформированной речи. Затруднение детей в восприятии речи, вызванное нарушениями слуха, ограничивает объем информации, речевого материала, который может быть сообщен ребенком в ходе воспитательного процесса, оказывает влияние на качество этого процесса.