Марина Гуменюк
Роль скороговорки в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов, например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Скороговорки созданы народом для забавы детям. И как оказалось, это очень полезная забава, которая призвана развивать речевой слух, дикцию, обогащать словарный запас, развивать память. Небольшие рифмованные фразы – прекрасное упражнение для отработки четкой, чистой речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Скороговорки зачастую содержат устаревшие и мало употребляемые слова, что явно помогает обогащению словарного запаса детей. В них содержатся повторяемые звуки, что способствует отработке произносимых звуков в связной речи.
Если включить скороговорки в повседневные занятия, четко проговаривая каждый звук в скороговорке, то можно избавиться от «каши во рту». Если ребенку это трудно дается, ругать его не стоит, нужно превратить это занятие в игру, чтобы ему хотелось как можно чаще их повторять. Сначала следует использовать более простые, короткие скороговорки.
Но все же, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей, нужно уметь правильно подбить скороговорки из всего их множества, опираясь на возраст ребенка, его речевое развитие, а также психологические особенности личности.
Начинать разучивать скороговорку следует с медленного и четкого произнесения взрослым, затем с совместного проговаривания взрослого и ребенка, не требуя проговаривания на скорость. Интонация, с которой проговаривается скороговорка, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и сочетание разных звуков в словах сложное.
При произнесении скороговорок естественно и допускать ошибки, которые всегда будут веселить, соответственно это будет интересный процесс.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребенку скороговорку и попросите его рассказать, о чем она.
Помогите ответить на вопросы по ее содержанию.
Объясните значение сложных слов, если ребенку они не понятны.
Проговорите вместе с ребенком предложенную скороговорку.
Попросите ребенка самостоятельно повторить скороговорку.
Попросите малыша повторить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом хлопать и говорить надо сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
Повторите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Устройте соревнование (со взрослым или другим ребенком).
Используйте чаще скороговорки с теми звуками, которые ребенок затрудняется произносить.
Вот пример простых и интересных, на мой взгляд, скороговорок :
Шесть мышат в камышах шуршат.
От топота копыт пыль по полю летит.
Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Иголочка-иголка
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик.