Лариса Дмитренко
Роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы : ее роль в этом плане невозможно переоценить Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Публикация «Роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания обучающихся» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы : ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что краеведение, родиноведение – это одна из важнейших дисциплин для учащихся.
Он говорил, что нельзя допускать разрыва в опыте поколений, иначе прервётся историческое осознание себя. Чем больше мы знаем прошлое, тем более дальнозорки в будущем. Человек без памяти о прошлом не способен совершать добрые дела во имя будущего, во имя Родины.
Род, родители, родственники, родина, родословная… Как же важны эти понятия для каждого человека, кто ищет смысл жизни, кто думает о своем месте в этом мире, кто ответственен за свою семью, за продолжение её традиций.
Созданная цепочка: семья – школа – музей – поселок – район – город помогает растить неравнодушных, благодарных, патриотически настроенных молодых людей. Они горды тем, что живут в п. Пашино, который возник в годы ВОВ как заводской поселок, снабжающий фронт боеприпасами, а сейчас является боевым военным щитом армии и флота. Школы нашего поселка тоже «куют» офицерские кадры: многие наши ученики становятся военными. Они продолжают дело своих отцов – моряков и ракетчиков.
Наша школа одной из первых в городе получила звание Героя Афганской войны Сергея Амосова – нашего земляка. Его родители Миля Степановна и Анатолий Тимофеевич не просто самые дорогие гости в нашей школе. Они живут делами школы, переживают за наши успехи и неудачи.
4 октября у нас в школе главный праздник – День рождения Героя.
С утра первоклассники идут в музей, где их знакомят с историй жизни и подвига Сергея Амосова. Затем праздник для них продолжается в актовом зале школы, где знакомятся с родителями Сергея, смотрят фильм о его детстве, а потом их посвящают в Юные Амосовцы, где вручают им «Успешный дневничок» мама и папа Сережи. Как же это «пробирает» до самой глубины души не только детей, но и взрослых!
Родители Сергея Амосова участвуют во встречах с участниками Афганской войны, участвуют в работе жюри смотра строя и песни. Особенно это работа оживляется в феврале: в месяц вывода советских войск из Афганистана. Дети пишут сочинения – раздумья о подвигах, принимают участие в операции «Мои пятерки тебе, Сережа!», в конкурсе стихов, рисунков на асфальте. Награда победителям – фотография с родителями Героя.
Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена.
Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Да и в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной культуры.
Вот почему важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание. Уже на самом первом собрании в 1-ом классе я знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение, а на просмотр телевизора.
Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся проводится в школе комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся и включает в себя духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам жизнедеятельности, физическую подготовку. Изучение истории родной земли, истории Отчества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Мой классный коллектив ведет шефство над ветеранами микрорайона (акция «Ветеран живет рядом»). В канун Дня Победы при активном участии ребят в классе проводится Неделя боевой славы (Уроки мужества, встречи с ветеранами, встречи с блокадницей Клевакиной Татьяной Митрофановной, бывшим узником Шибановым Евгением Гавриловичем, ветераном войны Плешивцевой Евдокией Антоновной, в ходе которой проводятся такие мероприятия как: акция «Подарок ветерану», возложение цветов к Вечному огню.
В нашей школе уже несколько лет ведёт свою деятельность ДО «Росток». Уже традиционно в октябре ребята проводят торжественную линейку в школьном музее и принимают в ДО первоклассников. В школьный музей ребята приходят не только на экскурсии, но и беседы, уроки мужества. И каждый раз испытывают трепетное чувство сопричастности к миру, в котором жили, сражались, героически побеждали удивительные люди. Ребята активно принимают участие в выставках, проходящих в музее, готовят проекты на тему «Моя малая Родина». Принимают участие в конкурсах рисунков ко Дню пожилого человека, Дню защитников Отечества, Дню Победы. Совместно с активом музея ребята посещают ветеранов.
Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.
Таким образом, роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания обучающихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…», тоже также обучающиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем – историю поселка, города и в целом историю России – нашей Родины.
Самая значительная и ответственная – традиция проведения экскурсий для родителей. Воспитанники первого года обучения, усвоив основные правила и приёмы экскурсоводческой работы, самостоятельно готовят тексты, совместно с педагогом разрабатывают сценарий и приглашают в музей своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Такие экскурсии проходят живо, непринуждённо, в свободном диалоге, завершаются всеобщим чаепитием и обсуждением впечатлений. Воспитательный эффект такой традиции – обоюдный. Если ребята получают опыт первых публичных выступлений в дружеской, почти домашней атмосфере, то родители в результате таких встреч проникаются уважением к увлечению своих детей, проявляют интерес к деятельности музея, рассказывают о нём своим друзьям и знакомым. Так, попутно, решается задача популяризации деятельности музея.
Большое влияние на патриотическое воспитание оказывает музей пос. Гвардейский, с которым мы поддерживаем постоянную связь. Учащиеся в течение года неоднократно посещают экспозиции музея. Каждый год в музее проходят интересные встречи с ветеранами войны.
Все наши достижения, наработки и традиции позволяют говорить о том, что в школе активно ведется работа над воспитанием личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Школа и музей как единая воспитательная система являются главным рычагом в реализации этой цели. История школы – это история жизни многих поколений, это победы и поражения, радости и разочарования. И всегда, несмотря ни на что, это вера в то, что день завтрашний будет лучше сегодняшнего.
Считаем, что совместная работа музея, семей учеников, жителей р. п. Пашино, школы даёт свои результаты. Наши ученики не будут «Иванами», не помнящими своего родства, а будут гордо нести звание Пашинцев.