ЕКАТЕРИНА ЛУКАНЦОВА
Роль сенсорной комнаты в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение ФГОС дошкольного образования открывает широкие горизонты для организации интенсивной и эффективной работы сотрудников дошкольного образовательного учреждения с воспитанниками и членами их семей. О роли дошкольного возраста и его влияния на последующую жизнь личности ребенка говорили А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и другие выдающиеся учёные и исследователи. Данный период характеризуется большим потенциалом для становления и развития усложнённых форм восприятия, мышления, воображения. В связи с этим велико значение информации, полученной детьми в этом возрасте : они остаются с ребёнком на всю его жизнь.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Общеизвестно, что уровень сенсорного развития оказывает непосредственное влияние на физическое, речевое, умственное и эстетическое воспитание ребёнка. Современные педагоги отмечают сенсомоторное недоразвитие у многих детей, особенно выраженное у маленьких воспитанников. В частности, плохо сформирована мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, что выражается в виде неловких, несогласованных движений рук. Подобное моторное недоразвитие часто провоцирует задержку речевого, а в некоторых случаях, и психического развития ребёнка. В связи с этим усиленное внимание в процессе развития ребёнка уделяется получению сенсорных навыков при помощи активизации совокупности анализаторов у младших дошкольников : слуховых, зрительных, тактильных, обонятельных. На это направлены условия, организованные в специально созданной в дошкольном учреждении комнате.
Сенсорная комната является особым образом организованной окружающей средой, богатой разного рода стимуляторами расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Все анализаторы – зрение, слух, тактильный и рецепторный – совместно активизируются при нахождении в условиях сенсорной комнаты. Потому отличительной характеристикой сенсорной комнаты становится наполнение «волшебством» различных предметов, световых и звуковых эффектов, тактильных ощущений, ароматов. Разного рода мягкие элементы (мячи, сенсорные дорожки, шары и т. п.) благоприятно сказываются на формировании и развитии двигательных умений. Мягкое, травмобезопасное половое покрытие и пушистые подушки расслабляют и успокаивают, помогают найти наиболее удобную позу для отдыха. Как правило, в качестве целей применения сенсорной комнаты для работы с младшими дошкольниками ставятся :
• формирование у детей совокупности сенсорноперцептивных и эмоциональных восприятий цветовой гаммы, формы, звуков и т. д. ;
• создание атмосферы эмоционально яркого и игрового взаимодействия детей с членами своей семьи;
• активизация познавательной активности, пополнение сенсорных и тактильных знаний;
• преодоление робости, нежелания знакомиться с новым и самостоятельно исследовать его;
• диагностирование индивидуальных особенностей, выявление воспитанников, нуждающихся в квалифицированной помощи;
• организация развивающей работы с использованием интерактивного оснащения тёмной сенсорной комнаты, призванных развивать слуховые, зрительные и другие анализаторы, сформировать навыки невербальной коммуникации [1, с. 56].
Примерный перечень оборудования сенсорной комнаты : мягкое напольное покрытие, сухой душ, сухой бассейн, напольные сенсорные дорожки, ребристый мостик, дидактическое дерево, центр тактильности, центр рисования песком, центр развития мелкой моторики, аромолампы, музыкальный центр, музыка на носителях, мягкие подушечки, набор «Узнай звук», ароманабор, магнитная доска, набор тактильных мячиков, набор геометрических тел, дидактическое одеяло и т. п. [3, с. 60].
Возрастные особенности младших дошкольников предполагают особое построение коррекционной работы с ними в условиях сенсорной комнаты. Так, от педагога требуется психоэмоциональная вовлечённость в совместную с детьми деятельность, уделение адресного внимания каждому из детей. Младшим дошкольникам присуща слабость развития нервных реакций, скорая утомляемость, потому следует периодически чередовать виды деятельности, периоды отдыха и активности во время проведения игровых занятий в условиях сенсорных комнатах.
Помимо учёта возрастных и личностных особенностей каждого из воспитанников, следует грамотно и дозированно распределять нагрузку на детскую психику и нервную систему. При попадании в условия сенсорной комнаты обычно дети ведут себя активно, заинтересованно, инициативно. Занятия с привлечением многофункционального игрового комплекса благотворно сказываются на становлении и развитии детского внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Отметим, что коррекционная работа может проводиться не только в условиях хорошего освещения сенсорной комнаты, но и в полумраке или при полной темноте. В подобных случаях оборудование сенсорной комнаты дополняется по-особому структурированными аудио- и светостимуляторами. Занятия наиболее эффективны при формировании дружеских отношений между детьми, что оказывает большое влияние на отношении воспитанников к нахождению в дошкольном учреждении. Работа с применением многофункционального сенсорного комплекса нацелена на развитие у детей навыков и умений здоровьесбережения, координации, речи, сенсорного восприятия, чего не может обеспечить самостоятельные игровые и предметные занятия ребёнка. Результатом такой целенаправленной работы в специально организованных условиях сенсорной комнаты становится формирование у воспитанников предпосылок успешного обучения: развиваются процессы восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения уже знакомых действий с дидактическим материалом [2, с. 37].
Занятия и упражнения тщательно подготавливаются и корректируются исходя из индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. На первых занятиях важно прибегать к изолированному использованию специальных сенсорных эффектов и сенсорного оборудования, дозировать по времени и мягко направлять активность детей во время знакомства с возможностями сенсорной комнаты. Длительность и насыщенность занятий в новых условиях увеличиваются постепенно, при этом тщательно отслеживается психоэмоциональное состояние детей в процессе сенсорной нагрузки [1, с. 57]. Таким образом, практическая работа в сенсорной комнате ведется специалистом поэтапно, чтобы не вызвать у малышей отрицательных эмоций.
Применение световых тренажёров и другого интерактивного оборудования и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует последовательности и периодичности: вначале приборы по одному включают в освещённой комнате, а затем оповещают ребёнка о том, что в комнате станет темнее, так как выключим свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают «солнечные зайчики» или «волшебные звездочки». Иначе говоря, занятие в сенсорной комнате превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсия, сказка и т. п. [2, с. 38].
Таким образом, регулярные занятия в светлой и тёмной сенсорных комнатах формируют у ребёнка организованность, целенаправленность, произвольность и другие полезные качества, необходимые ему на последующих возрастных этапах. Сенсорная комната представляет богатые возможности для расширения перцептивного опыта детей, обогащения их чувственного мира и адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Список литературы
1. Галой, Н. Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ю. Галой //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 54-58.
2. Галлямова Ю. С., Приходько О. Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате [Текст] / Ю. С. Галлямова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 37-39.
3. Колос, Г Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении [Текст] : учеб-метод. пособие / Г. Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2013. – 218 с.