Елена Владимировна Соколова
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"
«Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
Василий Александрович Сухомлинский
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, искренности, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, поэтому время передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть безвозвратно упущено.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, нравственных качеств, усвоение социальных норм.
Социологические исследования «Лаборатории прогназирования и развития общественного и семейного воспитания НИИ семьи» показывают, что на воспитание ребенка влияют:
10% - .улица
20% - школа и детский сад
30% - СМИ
40%. - семья
В процессе воспитания духовно-нравственной личности дошкольника часто самым слабым звеном является семья.
Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся, понимают и уважают.
Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.
Не всегда родители знают и понимают, как наладить психологический контакт с ребенком. И мы педагоги должны помочь в этом. Работая с родителями воспитанников в данном направлении решаем задачи:
Основные задачи работы с родителями
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
• Объединить усилия для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.
• Формировать у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию своего ребёнка (понимание его потребностей, анализ достижений и недостатков),
• Осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. ДЕТИ – ПЕДАГОГИ – РОДИТЕЛИ
Сотрудничество с родителями строится на взаимном доверии педагога и родителей с учетом индивидуальности каждой семьи (возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень).
В детском саду систематически и последовательно применяются разнообразные формы работы с родителями в соответствии с планом работы по духовно – нравственному воспитанию.
Содержание духовно – нравственного воспитания дошкольного образования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа через :
Родительские собрания и индивидуальные консультации, дни открытых дверей, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
Экскурсии (по городу, на природу, в музей, и библиотеки, к значимым местам)
Совместные поездки (организованное посещение храма, походы на аллею победы в преддверии 9 мая, сопровождение и поддержка детей на городских соревнованиях)
Тематические праздники и утренники, в которых родители принимают активное участие.
Спортивно – развлекательные мероприятия,
Участие в творческих конкурсах.
Помощь в благоустройстве и озеленении территории детского сада.
Выставки рисунков, фотовыставки, информационные стенды.
Совместное участие в проектной деятельности: «Люблю свой край»,
«Дорогой памяти», «Безопасность на дорогах», «Маленькие помощники»,
«Родословная семьи», «Семейный альбом»,
«Добрые традиции семьи»,
В рамках данной проектной деятельности был проведен совместный досуг родителей и детей «Рецепты праздничной выпечки моей семьи». Мероприятие прошло очень ярко, интересно, и об этом хочется рассказать по подробнее.
Его цель: возрождение уважения к народным традициям у дошкольников через знакомство с православными традициями наших бабушек.
В качестве гостя была приглашена Смирнова Марина Юрьевна лауреат научно – практической конференции «Дорогами народных традиций», которая рассказала о православных праздниках, на которые наши бабушки пекли такие забытые ныне сдобы как кресты (на Крещенье господне, Крестову среду, Воздвижение, калитки (на святочной неделе для калядок, булочки медовые – мачники, (пекли на медовый спас. В этот день всем миром (деревней) помогали бедным. «Ты – за себя, мы за тебя, Христов Спас – за всех нас», калабушки, ржаные колобки (ильин день 2 августа, именно в это время убирали первые зерновые пекли хлебушек из нового урожая, и др.
Затем всем участникам было предложено изготовить печенье по старинному рецепту. Дето и родители совместно изготовили печенье. Во время работы родители делились своими семейными традициями, обменивались впечатлениями и воспоминаниями.
За чаем гости обменялись впечатлениями, положительными эмоциями, ведь даже самая простая выпечка, приготовленная мамой, бабушкой совместно с ребенком никогда не сравнится со сладостями, купленными в магазине.
В нашем детском саду духовно – нравственное развитие ребенка происходит не путем механического запоминания морально – этических правил и норм, а через осознание их переживаний и формирования навыков общения в процессе специально – организованной деятельности родителей- детей-педагогов.
Хорошая семья даст будущему взрослому человеку и опору, и поддержку, и основные наставления для жизни. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, творческим, активным, смелым, храбрым, ответственным.
Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!