Анна Иванова
Семейные отношения родителей и детей с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Доклад на тему: роль семейных отношений в жизни детей с заиканием. В докладе, исходя из анализа специальной литературы, раскрывается значение и проблемы отношений в семьях, воспитывающих детей с речевым нарушением, а именно с заиканием. Раскрывается понятие о заикании. Кратко разбираются психологические особенности родителей и влияние их особенностей на личность заикающегося ребенка, а также основные типы воспитания. В заключении описаны основные аспекты, которые необходимо учитывать при определении роли семейных отношений на интенсивность речевого дефекта.
Публикация «Семейные отношения родителей и детей с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Ключевые слова: логопсихотерапия, заикание, личностная реакция родителей на заикание, фиксированность ребенка на заикании, гармоничный и деструктивный тип семейного воспитания.
Семья как объект научного изучения давно рассматривается в социальной психологической, педагогической и др. областях. Проблема воспитания в семьях с заикающимися детьми в настоящее время очень актуальна. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых[5]. Наиболее подробное изучение этот аспект получил в области семейной групповой логопсихотерапии – особой социореабилитационной системы преодоления логоневроза у детей, подростков и взрослых. Основным принципом указанной системы является необходимость включения родителей и родственников в активное участие на всех этапах восстановительного процесса [3].
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах[2].
Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода "поломкам". Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание[6].
Заикание проявляется не только в нарушении темпа и ритма речи, но и на всех уровнях общения: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Поэтому психологическим следствием влияния заикания при затяжном его течении и сильной степени выраженности запинок выступает нарушение речевого общения, а в дальнейшем – затруднения в установлении широких социальных контактов, в личностной и учебно-профессиональной самореализации. [3].
В основе личностных реакций родителей на заикание детей лежат психические состояния родителей. Интенсивность проявления личностных реакций, таких как: тревожность, чувство собственной вины, растерянность, ощущение полной беспомощности, разочарование, депрессия и утрата надежды после очередной попытки «излечить» ребенка. – зависит от степени фиксированности ребенка на своем заикании, которая определяется возрастом, индивидуальным восприятием, но в основном – неправильным отношением родителей к возникшему заиканию, а впоследствии – окружающих людей к личности заикающегося ребенка в целом [4]. Основная роль в преодолении заикания у детей и подростков принадлежит семье.
Возникновение заикания у ребенка является большим стрессом для родителей, особенно, если они молоды и неопытны. Заикание вызывает различные реакции как у родителей, так и у самого ребенка.
Кругликова Анна Юрьевна так классифицирует различные реакции родителей на заикание :
• заикание как наказание за «грехи» или как незаслуженное наказание («не знаю, за что нам такое наказание?»);
• заикание как болезнь, врожденная слабость организма, которую нужно лечить и от которой можно избавиться медицинскими средствами посредством врачей («он заикается, потому что очень слабенький»);
• заикание как препятствие, которое необходимо преодолеть («чего мы только не испробовали, все делали, это последняя надежда»);
• заикание как собственная ущербность, «пятно» на семье («у нас такая благополучная образованная семья, ни у кого нет заикания и вот…»);
• заикание как проявление протеста или дурного характера ребенка («может же говорить хорошо, когда хочет»);
• заикание как миф, ему не придается никакого значения («мало ли какие трудности бывают у детей, само пройдет со временем»).
Каждое из представлений зависит от личных особенностей родителей и является основой для эмоционально-личностной реакции родителей на заикание ребенка. [4]
Под влиянием характера родительской реакции формируется и личная реакция самого ребенка, который часто склонен повторять то, что считают о его заикании родители. Также реакция ребенка на свой речевой дефект зависит от семейного воспитания. Выделяют два основных типа воспитания в семьях: гармоничный и деструктивный.
При гармоничном типе воспитания межличностные отношения между супругами основываются на взаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являются доброжелательность, ответственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизни создает положительное впечатление. В воспитании ребенка оба родителя принимают равное участие, при этом налицо желание воспитывать и развивать ребенка всеми доступными способами. Воспитательный климат семьи таков, что совершенно очевидно наличие определенной педагогической системы: родители в полной мере осознают стоящие перед ними задачи и разумно используют методы поощрения и принуждения в воспитании. Они тонко чувствуют и хорошо знают особенности своего ребенка, поэтому вполне адекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в реализации требований можно назвать конструктивным, организационным и коммуникативным.
Деструктивный тип воспитания основан на непонимании родителями друг друга как по основным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание родителями ребенка очень различно. Основные принципы семейных отношений сформулировать непросто. В целом стиль и фон семейной жизни носит отрицательный характер. Причиной семейных переживаний, обусловленных своеобразным характером отношений как родителей между собой, так и к ребенку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания в семье. Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным, так как полностью отсутствует какая-либо педагогическая система. Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Подготовленность родителей к воспитанию ребенка можно считать невысокой: имеют место отсутствие знаний об особенностях ребенка и неадекватность оценки его поведения. Воспитательный процесс и психологический климат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. [1]
В первом случае правильно выстроенные отношения с ребенком способны выступать средством преодоления логоневротического нарушения или предотвращением усиления заикания и возможных рецидивов. Во втором – деструктивные отношения приводят к тому, что к подростковому возрасту формируется парадоксальная ситуация: наличие выраженного страха речи (логофобии, проявляющегося задолго до момента общения, на фоне легкой степени заикания.
Таким образом семейные отношения могут оказать влияние на коммуникативный, интерактивный, перцептивный уровень общения ребенка с заиканием. Из текста следует, что личные реакции родителей на заикание зависят от психических состояний родителей, их осведомленности о данном нарушении, молодости и неопытности, оказывают существенное влияние на интенсивность речевого дефекта, его устранение или усиление. Подводя итог можно сказать, что на степень фиксированности ребенка на заикании влияет : стаж заикающегося или возраст, индивидуальное восприятие, отношение родителей и окружающих людей к его заиканию. Следовательно, семейное воспитание является основой воздействия на развивающуюся личность ребенка и соответственно зависит от типа воспитания в семье, которые могут различаться своей гармоничностью или деструктивностью.
Список литературы:
1). Араканцева Т. А., Бобылева И. А., Дементьева Н. Ф., Заводилкина О. В. ; Под общ. ред. Ивановой Н. П. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми-инвалидами: Научно-методическое пособие / —М. : ГосНИИ семьи и воспитания,2004.-128 с.
2). Власова Н. А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974, - №7. - С. 82-85.
3). Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 200 с.
4). Кругликова А. Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива. Дис. канд. психол. наук : 19.00.13 Ростов н/Д, 2006.- 224 с.
5). Меньшикова С. В. ,. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. Казань, "Лиана", 1999. — 95 с.
6). Парамонова Л. Г. ,. Логопедия для всех. СПб. : Питер, 2004.– 352 с.