простова наталья
Роль русского народного творчества в воспитании духовных качеств дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Публикация «Роль русского народного творчества в воспитании духовных качеств дошкольника» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, играм, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. Понятие детский фольклор в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия» :колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый на занятиях для развития детей, начиная с первой младшей группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…».
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам, колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают) :
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания «в здоровом теле – здоровый дух»!
Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.
Ладушки, ладушки
Где были?
- У бабушки.
- Что вы ели?
-Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко.
Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – по кривой дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.
Все эти малые жанры фольклора маленькими детьми только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются) :
Потешки:
Шла Иринка по дорожке,
У нее устали ножки.
Села – посидела,
Песенку запела
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота…
Колыбельные:
Мама Милочку качает – баю-бай
Мама доченьку качает – баю-бай
Спи Милена, спи, дочурка – засыпай!
Завтра будет день прекрасный – баю-бай
Светит месяц с неба ясный – баю-бай
Спи, хороший голубочек, засыпай!
Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее. При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.
В работе с детьми средней, старшей групп, часто используются другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, и т. д.).
Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны:
Жаворонок-дуда
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела,
И сенцо, и бренцо
Золотое кольцо.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
И соху и борону
И зеленую траву.
Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает.
Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.
Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору, либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты.
Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Например:
Какова, какова красна девушка?
Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.
Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.
Ах, шаль, шаль моя,
Шаль моя вязёная.
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.
Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором.
Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д.
Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад,коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелит, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», «Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).
Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.).
Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т. д. Русская народная музыка часто звучит при выполнении движений на различных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.