Ломтев Степан Васильевич
Роль родителей в музыкальном образовании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности»
В. А. Сухомлинский
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Чтобы ребёнок вырос достойным человеком и яркой личностью мы должны окружить его любовью и красотой. Первоисточником является музыка. Человек может родиться с чувством прекрасного, если мама слушала красивую музыку нося его под сердцем. Дети внутриутробно уже способны воспринимать происходящее во вне.
Публикация «Роль родителей в музыкальном образовании ребенка» размещена в разделах
Известно, что в семьях где занимаются профессионально музыкой дети более дисциплинированы, великодушны, ответственны. Но что делать если в семье нет музыкантов? В этих семьях родители мало обеспокоены музыкальным воспитанием своих детей, так как не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В этом случае на помощь должен придти музыкальный руководитель детского сада. И именно союз педагога и родителей является самым действенным помощником в деле воспитания юного музыканта.
Музыкальная педагогика выделяет несколько направлений для установления тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком и семьё й:
1. Приобщение ребё нка к концертной деятельности: посещение театров, концертных залов. Семье ребёнка необходимо посещать все мероприятия, организуемые в ДОУ.
2. Организация домашних концертов, семейных праздников, которые способствуют сближению и укреплению контактов между всеми участниками музыкально-эстетического воспитания.
3. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей.
Приобщаясь к знаниям о музыке, родители обязательно должны стать единомышленниками педагога. Наибольший эффект достигается там, где действия педагога полностью совпадают с действиями семьи.
Одной из главных миссий музыкального руководителя является «обнаружение» талантов, если ребенок музыкально одарен, и это видно уже в дошкольном возрасте, то необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения, необходимо убедить и «настроить» скептически настроенных родителей на дальнейшее развитие своего ребенка. И посоветовать им разные методы и приемы эффективного обучения и приобщения к музыке, таких как:
-Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
-Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании. Дома имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
-Словесный метод. Краткие беседы о музыке, помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании, на звучащие инструменты, элементы изобразительности музыки.
-Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Музыкальный руководитель также может предложить формы организации музыкальной деятельности детей в семье:
- в виде занятий с детьми, или в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности (совместное слушание музыки, совместное музицирование).
- слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку — переключить, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
— слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным для накопления слухового опыта.
Только родители, хорошо зная своего ребёнка, могут заинтересовать его музыкой.
Таким образом, задача родителей – помочь ребёнку преодолеть трудности, музыкальный руководитель в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость и важность музыкального образования.