Ольга Харченко
Роль рисования в развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению педагогов и психологов, седьмой год жизни является особым периодом в развитии детского изобразительного творчества. В первую очередь это связанно с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношения к окружающему миру.
Рисование, подобно игре, является одним из любимых занятий детей.
Публикация «Роль рисования в развитии старших дошкольников» размещена в разделах
Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.
Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Рисование также дает возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.
Но в возрасте шести – семи лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта дети становятся способны к адекватной самооценки. Если рисунок не удовлетворяет их требования, они начинают стесняться своей работы, отказываются показывать её другим и т. п. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностям, что отрицательно сказывается не только на отношение к рисованию, но и на общее психическое развитие. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве этот возрастной период считается наиболее благоприятным для развития детского изобразительного творчества, а рисование рассматривают как важнейшую сферу детской деятельности необходимую для успешного обучения в школе.
Добиться успеха в развитии детского творчества, поможет решение следующих задач:
1. Создание в группе условий для самостоятельных занятий по рисованию, способствовать тому, чтобы каждый ребенок получал желаемый результат, удовлетворение, радость от собственной созидательной деятельности.
2. Специальными педагогическими приемами обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов.
3. В процессе обучения детей изобразительной деятельности формировать предпосылки учебной деятельности.
Для того чтобы полноценно руководить развитием детского изобразительного творчества, необходимо в начале учебного года тщательно изучить своих воспитанников. На основе свободного выбора изобразительных материалов предложить детям нарисовать что-либо красивое или то, что у них лучше всего получается. Похвалите работу каждого ребенка, поинтересуйтесь, что он нарисовал. Запишите названия работы и комментарии автора. Попросите подарить вам эти работы, а затем в спокойной обстановке проанализируйте их. Анализ детских работ должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по линии выразительности детского рисунка, под которым понимается следующее: способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, умение подчинять средства, способы изображения собственному замыслу и поставленной изобразительной задаче. Анализ художественно – эстетической деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставление с которым позволит более полно фиксировать дальнейшее продвижение каждого ребенка. Поэтому все полученные данные должны храниться на протяжении всего учебного года. Через 2-3 месяца необходимо вновь провести аналогичную работу и сравнить полученные результаты. Если в развитии детей не произошло положительных изменений, то руководство деятельности проходит формально. Чаще всего это происходит в том случае, когда педагог проводит занятие не добиваясь решения задач. Нельзя допускать подобных ошибок. Если большинство детей не справились с поставленной задачей, необходимо провести занятие повторно. При этом отдельные работы не следует переделывать полностью. Необходимо побуждать детей к дорисовке, раскраске, декоративному оформлению изображения.
Было установлено, что повторное возращение ребенка к собственной работе имеет большое воспитательное и развивающее значение. Ребенок имеет возможность развернуть содержание замысла в собственной логике. Благодаря этому у него формируется способность длительного удерживания собственных взаимосвязанных целей, а также самоконтроль и самооценка. Наиболее простым способом совершенствования собственного рисунка является его раскрашивание. Благодаря использованию цвета ребенок может усовершенствовать свой рисунок. Так, изображение контура предмета можно дорисовывать, используя дополнительные цвета и оттенки в зависимости от освещения, времени дня. От раскрашивания ребенок может перейти к декоративному украшению своей работы. Наблюдения показывают, что украшения декоративными элементами, узором различных изображений способствует формированию у детей обобщенных способов действия.
На ряду с задачей развития детского творчества перед педагогами стоит специальная задача формирования у детей самоконтроля, который, по мнению психологов, имеет большое значение при подготовке к школе. Психолого-педагогические исследования убедительно показали, что развитие самоконтроля приводит к ликвидации механической подражательности, к улучшению выполняемой работы. Но формирование самоконтроля не происходит само по себе. Оно становится возможным при условии переориентировки сознания ребенка с конечного результата на способы его достижения. В связи с эти перед педагогом стоит задача научить ребенка видеть связь между способом действия и результатом. Овладение действиями самоконтроля не требует дополнительного времени в режиме дня, так как обучение осуществляется в процессе занятий по рисованию.
Показателем сформированности этих действий является их перенос на свободное рисование. Благодаря применению действий контроля должно повыситься качество детских работ.
Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития, подарить ребенку радость творчества. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Список литературы:
1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : Издательство Буковского, 1994. - 60 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991. - 120 с.
3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М. : Сфера, 2009 г.
4. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – 5-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2014. –352 с.