татьяна ванда
Роль речи воспитателя в формировании речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ванда Татьяна Михайловна
Учитель-логопед высшей категории
МАДОУ д/сад № 165 г. Новосибирска
Консультация
тема: «Роль речи воспитателя
в формировании речи детей».
Ещё Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист, в трактате «Великая дидактика» касается и вопроса формирования правильной речи. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорил о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
Публикация «Роль речи воспитателя в формировании речи детей» размещена в разделах
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми. Культурные и методические требования к речи педагога строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников «методики развития речи детей дошкольного возраста» отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение с взрослыми. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением всех звуков родного языка, но и, выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях «проблем повышения культуры речи педагога» выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :
- Что (вместо што) ,
- Его (вместо ево) ,
- Счастье (вместо щастье) и т. д.
Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров:
- Яканьем (вясна вместо весна,
- Цоканьем (цто вместо что,
- С неправильным ударением в словах (магазин, километр).
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности : силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами, исчезают слова, вышедшие из употребления. Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи педагога. К использованию в речи новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, потешки, фразеологические обороты.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Требования к звуковой стороне речи педагога.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, интонированной, четкой, достаточно громкой и неторопливой.
Голос – это профессиональный инструмент педагога, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Повышение силы голоса должно быть обоснованно, т. е. только в целях педагогического воздействия.
Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем коллегам и родителям.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
• Правильно произносить все звуки родного языка.
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
• Правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика, диалектизмами. Старший воспитатель и заведующая должны помогать воспитателям, организовывать аналогичную работу с родителями, советовать, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду. С нянями заведующая также должна проводит серьезную работу — разъяснять, что няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания : разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д. Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.