Елена Горбатенко
Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Е. И. Тихеева.
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФОП строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В настоящее время широко используется следующее определение : развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Именно в таком пространстве происходит развитие ребенка. Как точно выразил В. Сухомлинский, «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка».
Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной, разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки целостного развития ребенка.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: развивающей, насыщенной, комфортной – отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Исходя из этого, мебель, игровое оборудование являются ключевыми для организации развивающего и игрового пространства. В правильно организованной предметно-развивающей среде каждый дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его воображение, любознательность, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, развивается речь. Развивающая среда – залог проявления ребенком самостоятельности и творчества. Она способствует установлению чувства уверенности детей в себе, дает им возможность применять свои способности.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи предметно – развивающей среды в ДОУ :
1. Использовать все помещения учреждения с учетом их многофункциональности.
2. Расширить пространство для увеличения двигательной активности детей.
3. Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.
4. Учитывать все направления развития ребенка и доступность расположения предметов и пособий в соответствии с возрастными особенностями детей.
5. Предоставлять возможности для исследовательско-поисковой и экспериментальной деятельности
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей. Развивающая среда должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой.
В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Таким образом, в результате в каждом дошкольном образовательном учреждении должна быть создана такая развивающая образовательная среда, которая сможет:
определить духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
обеспечить высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость, привлекательность для детей;
гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
быть комфортной, удобной по отношению к воспитанникам.
Предметно - развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
