Получи документы

Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях (2 фото)

Елена Горбатенко
Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Е. И. Тихеева.

Публикация «Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФОП строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В настоящее время широко используется следующее определение : развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Именно в таком пространстве происходит развитие ребенка. Как точно выразил В. Сухомлинский, «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка».

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной, разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки целостного развития ребенка.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: развивающей, насыщенной, комфортной – отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Исходя из этого, мебель, игровое оборудование являются ключевыми для организации развивающего и игрового пространства. В правильно организованной предметно-развивающей среде каждый дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его воображение, любознательность, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, развивается речь. Развивающая среда – залог проявления ребенком самостоятельности и творчества. Она способствует установлению чувства уверенности детей в себе, дает им возможность применять свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Задачи предметно – развивающей среды в ДОУ :

1. Использовать все помещения учреждения с учетом их многофункциональности.

2. Расширить пространство для увеличения двигательной активности детей.

3. Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

4. Учитывать все направления развития ребенка и доступность расположения предметов и пособий в соответствии с возрастными особенностями детей.

5. Предоставлять возможности для исследовательско-поисковой и экспериментальной деятельности

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей. Развивающая среда должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, в результате в каждом дошкольном образовательном учреждении должна быть создана такая развивающая образовательная среда, которая сможет:

определить духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

обеспечить высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость, привлекательность для детей;

гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

быть комфортной, удобной по отношению к воспитанникам.

Предметно - развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях
Фото №1 Нет такой стороны воспитания на которую обстановка не оказывала бы влияние нет способности которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира
Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях
Опубликовано: 20 марта 2025 в 14:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горбатенко (УИ 2897178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 апреля 2025 вторник
День шуток и веселья!
Отмечаем птичий праздник!

02 апреля 2025 среда



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД