Приложение МААМ

Принцип наглядности как основа технологии «Говорящая стена» (7 фото)

Наталия Горина
Принцип наглядности как основа технологии «Говорящая стена»

Принцип наглядности как основа технологии «Говорящая стена»

В настоящее время существует много приемов и методов развития связной речи. Но необходимо осуществлять поиск более новых, эффективных и научно обоснованных путей формирования связности речи у детей с ОВЗ. "Говорящая стена" является компонентом развивающей предметно-пространственной среды и представляет собой

Публикация «Принцип наглядности как основа технологии „Говорящая стена“» размещена в разделах

инструмент, с помощью которого часть образовательного пространства переносится из горизонтали в вертикаль. Такое расположение способствует более эффективному использованию пространства группы. Данную технологию можно задействовать как в группах общеразвивающей направленности, в группах компенсирующей направленности, в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Применимо в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Компоненты также можно использовать в домашних условиях, при семейном образовании детей дошкольного возраста.

"Говорящая стена» нацелено на создание условий для игровой, познавательной и творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Даная методика способствует решению следующих коррекционно-развивающих и коррекционно-обучающих задач: - развитие познавательных психических процессов, таких как внимание, память, мышление, восприятие, воображение; - развитие волевых психических процессов, таких как решение, исполнение, волевое усилие - развитие речевого и познавательного интереса дошкольников; - формирование чувственного познания: ощущения и восприятия; - развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторных навыков; - активизация навыка ориентировки на плоскости; - обеспечение эмоционального и психологического комфорта детей.

Для дошкольников с ОВЗ характерна недостаточная сформированность психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, логическое мышление. Дети быстро утомляются, им трудно сосредоточиться, они часто отвлекаются и не всегда полноценно воспринимают образовательный материал. Поэтому, при организации работы с такими детьми для педагогов, актуален поиск эффективных методик и технологий коррекционного воздействия на речевое и познавательное развитие.

Практическая значимость интерактивного пособия «Говорящая стена" заключается в том, что оно помогает удерживать интерес и концентрировать внимание детей. Воспитанники имеют возможность постоянно видеть необходимый материал, обновлять и закреплять свои знания в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим предметным и природным миром.

При организации пространства с помощью "Говорящей стены" можно выделить следующие преимущества: участники создании "Говорящей стены" участвовали все

образовательных отношений: педагоги, родители и дети; - предусмотрено систематическое обновление содержания экспозиции; - элементы "Говорящей стены" мобильны, трансформируемы и безопасны; - все элементы "Говорящей стены», включающие в себя иллюстрированный картинный материал, разработанные карточки и мини пособия, дополнительные системы хранения соответствуют эстетическим требованиям, нормам действующего СанПин и ФГОС ДО и Образовательной программе. - использованный материал для оформления "Говорящей стены" имеет

хорошее качеств, прочный, поддается санитарной обработке; - образы, рисунки и схемы понятны детям, соответствуют возрастным особенностям и не вызывают отрицательных эмоций; - при оформлении использованы цвета мягких и спокойных оттенков, отсутствуют резкие контрасты, что способствуют привлекательности, а не

навязчивости пособия; - все элементы "Говорящей стены" имеют практическую значимость, применимы в образовательной и игровой деятельности. - при размещении пособия учтено освещение, доступность и удобство его расположения; - эстетическое оформление пособия способствует созданию уюта и комфорта в групповом помещении. Работа с "Говорящей стеной" проходит в повседневной жизни, предполагает открытость и добровольное участие детей. При этом обучение, проходит с увлечением, в индивидуальном темпе, свойственном каждому воспитаннику группы. Дидактические задания и игры, которые являются компонентами "Говорящей стены" в начале знакомства с пособием, могут выполняться с постоянной помощью педагога, затем с эпизодически возникающей помощью, только при необходимости и просьбе ребенка, и наконец, без помощи взрослого. Таким образом, дети постепенно приучаются к проявлению самостоятельности и познавательной активности, а также учатся понимать различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов, расположенных на Стене.

Усвоение детьми новых понятий и действий, как правило, требует многократного их повторения в различных контекстах. Как правило, педагог организует такое повторение, работая с целой группой детей, однако при такой работе трудно поддерживать длительно их вовлеченность в выполнение того или иного задания. Данное пособие помогает успешно решить эту проблему, так как разгадывание загадок, ребусов, составление алгоритмов и работа по схемам, как правило, вызывает повышенный интерес у детей и представляет собой хорошую основу для последующего развития у них само регуляции и самостоятельности. В ходе игры или выполнении той или иной инструкции у дошкольников тренируются не только внимание, но и умение замечать и исправлять ошибки, как свои, так и чужие. На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что интерактивное пособие "Говорящая стена" увеличивает развивающее пространство группы и повышает его вариативность; способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и успешности коррекционной работы в целом.

Общепринято выделять три группы методов: наглядные, словесные и практические. Между ними нет резкой границы, потому что наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические, тоже взаимосвязаны и с наглядностью, и со словом

Наглядность - широко известный и понятный принцип обучения, его используют с древних времен. Согласно данным исследований, сопровождение рассказа иллюстрацией повышает уровень его усвоения. На слух мы усваиваем 15 % информации, с помощью зрения 25%, а при их одновременном взаимодействии эффективность увеличивается до 65%. Принцип наглядности Я. А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении нужно использовать все органы чувств. Чтобы научить, ребенку нужно предоставить возможность наблюдать, измерять, проводить опыты. Если нет возможности использовать реальные предметы, можно прибегнуть к помощи макетов, моделей, рисунков.

Существует несколько классификаций наглядности. Согласно традиционной, берущей начало в древних философских и педагогических системах наглядный метод подразделяется на иллюстрацию, демонстрацию и наблюдения учащихся.

Наглядность охватывает все каналы восприятия человека. Исходя из этого, выделяют слуховую (аудиозаписи голосов животных, зрительную (модели, макеты, иллюстрации) и кинестетическую (все, что можно пощупать и оценить в действии) наглядность.

Согласно абстрактности, Т. А. Ильина выделяет: естественную наглядность (предметы объективной реальности, экспериментальную наглядность (опыты, объемную наглядность (макеты, изобразительную наглядность (фотографии, рисунки, звуковую наглядность (магнитофон, символическую и графическую наглядность (карты, схемы, внутреннюю наглядность (образы, возникающие на речь педагога).

И. А. Зимняя и Б. А. Бенедиктова выделяют внешнюю и внутреннюю (представления памяти) наглядность.

У всех людей доминируют разные типы восприятия информации, это зависит от индивидуальных особенностей. Соответственно они предпочтут тот или иной тип наглядности

Принцип наглядности имеет большое количество правил, выработанных практикой обучения:

- предмет, представленный на картинке или модели, запомнится легче и быстрее, чем в словесной, устной или письменной форме.

- понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными примерами, для раскрытия которых необходимо использовать разные виды наглядности.

-наглядные пособия можно применять не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знаний для создания проблемной ситуации.

- «золотое» правило говорит о том, что нужно представлять для восприятия чувствами все, что только можно.

- наглядность- средство связи с жизнью

-наглядные средства воспитывают у школьников интерес к учению, внимание, наблюдательность, культуру мышления.

-перед тем как внедрять какую- либо наглядность в обучение, нужно ознакомиться с методикой и владеть необходимыми техническими средствами.

- необходимо старательно готовить наглядность к применению.

-лучше всего то наглядное пособие, которое сделано вместе с ребенком.

-наглядность конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

-но, в то же время, не стоит сильно увлекаться различными видами наглядности, чтобы не рассеивать внимание учеников.

Итак, чтобы научить, ребенок должен сначала сам потрогать, посмотреть, измерить, активно взаимодействовать. Для этого и необходима наглядность, охватывающая все каналы восприятия человека. Качество дидактических материалов, технических средств, владение навыками их использования, условия для изготовления пособий, схем, фотографий, видеофильмов влияют на реализацию принципа наглядности.

Принцип наглядности лежит в основе технологии «Говорящая стена» и способствует формированию у детей реальных представлений об изучаемых предметах и явлениях, об окружающем мире.

Некоторые примеры использования принципа наглядности в «Говорящей стене» :

Размещение сезонного картинного материала.

Использование фотографий и работ детей. Например, дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова.

Фото «Говорящая стена»
Принцип наглядности как основа технологии - фото

Применение схем конструирования. В нашей группе и детском саду действуют следующие элементы этой среды:

Меню руками детей. Дежурные составляют, рисуют меню на весь день, выбирая любой вариант (рисования, написания или аппликации)

Фото №1 В настоящее время существует много приемов и методов развития связной речи

Социологические опросы для выяснения интересов детей по текущей теме. Каждый из этих методов способствует развитию познавательного интереса и активной учебной деятельности.

Тематические карточки, используемые в «центрах активности», позволяют детям заниматься разнообразной образовательной деятельностью, например, штриховать, обводить по точкам, раскрашивать или обсуждать задания со сверстниками.

Тематические азбуки.

Оформление своего шкафчика, выбор эмоции, с которой он пришел в детский сад, позволяет ребенку выразить свою индивидуальность и сделать свое место в детском саду более комфортным.

Функционирует индивидуальная творческая выставка ребенка, рядом с которой размещается опросник «Какой рисунок тебе больше понравился?».

Визуализация правил поведения в групповых помещениях, спальне.

«Говорящее» окно.

Фото №2 Но необходимо осуществлять поиск более новых эффективных и научно обоснованных путей формирования связности речи у детей с ОВЗ Фото №3 Говорящая среда Фото №4 Технология Консультации для педагогов и воспитателей Темочки инструмент с помощью которого часть образовательного пространства переносится из горизонтали в вертикаль

Использование не только вертикальных, но и горизонтальных поверхностей группы расширяет возможности использования данной технологии. Тематика используемого материала осуществляется в соответствии образовательным планом. Оно помогает ввести новый материал на занятии, закрепить и расширить полученный детьми опыт.

Эффективность применения наглядных средств объясняется тем, что при изучении материала зрительные образы быстро формируются и в памяти сохраняются дольше, чем создаваемые только на основе речевого общения. "Говорящая стена" может использоваться как элемент любой образовательной ситуации при объяснении нового материала, так же пособие помогает педагогу закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность динамичной и насыщенной. Огромным достоинством пособия является и то, что она может быть применена и в различных видах детской деятельности: игровой, познавательной, творческой; совместной деятельности детей и взрослых; самостоятельной деятельности, в зависимости от образовательной ситуации. Пособие превращает любую образовательную деятельность для воспитанников в увлекательную игру, которая становится яркой и динамичной.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье»«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье» «Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный.

Говорящая стена «Весна»Говорящая стена «Весна» В каждом детском саду перед воспитателями и сотрудниками, стоит задача - как оформить все помещения здания, чтобы в нем было не только уютно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принцип наглядности как основа технологии «Говорящая стена»
Опубликовано: 31 марта 2025 в 21:39
+233Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принцип наглядности как основа технологии «Говорящая стена»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Горина (УИ 248747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 апреля 2025 четверг
Каждое 10 число месяца - день безопасности.
Банановый день!
Семейный праздник!
11 апреля 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД