Анастасия Лунева
Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Ромашка»
Доклад
«Роль праздников в развитии
эмоционально-волевой сферы дошкольников»
Воспитатель:
Лунева Анастасия Владимировна
2018 уч. г.
«Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей»
Публикация «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу, что наиболее эффективным аспектом коррекционной работы может и должно стать воспитание эмоционально-волевой сферы ребенка, создание положительного эмоционального фона, т. е. положительного психологического комфорта для детей.
И проведение утренников, праздников, как нельзя лучше отвечает этой задаче. Праздники помимо эстетического удовольствия влияют на нравственное воспитание: дети объединяются общими переживаниями, у них воспитывается чувство коллективизма, формируется культура поведения, дисциплинированность, они так же способствуют умственному развитию, памяти, речи, общей моторике, расширению кругозора.
Детский утренник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, позволяющее отдохнуть от простых будней. Это ожидание чуда, просто детство не может быть без праздников. Они расширяют их знание об окружающем мире, духовно обогащают ребенка. Во время его подготовки надо ориентироваться на их интересы, запросы, на возрастные особенности детей. Зрелищность, яркость, создание хорошего настроения – являются главными критериями при подборе материала, оформления помещения, пошив костюмов.
Праздник (утренник) – это великолепная база для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это та речевая среда, которая нужна детям. Праздник раскрывает большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Он помогает почувствовать радость общения, радость самовыражения. Он помогает неуверенным, робким детям раскрепоститься и избавиться от своих комплексов. Праздник является синтезов многих видов искусств: театр, живопись, музыка, литература, танец. Я широко это применяю, что позволяет расширить кругозор, формировать нормы поведения ребенка, развить детские творческие способности. В многообразии видов деятельности проявляются их наклонности. Это позволяет формировать определенные умения и навыки. Во время подготовки и проведения праздника дети не только говорят, но и танцуют, поют, рисуют, соревнуются. Дети учатся координировать свои движения с ритмом музыки, различать музыкальные темпы, отражать это в играх, движениях, сопровождать их речью.
Правильно подобранный репертуар, красивое оформление помещения, царящая праздничная атмосфера, яркость выступления детей – это все важные факторы эстетического воспитания. Подготовку к утреннику я осуществляю планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детей. Если педагог хорошо знает интересы детей, их индивидуальные особенности, он сможет и каждый день пребывания детей в детском учреждении сделать для них и содержательным, и радостным.
Хорошо подготовленный и организованный праздник станет ярким событием в жизни ребенка и может надолго остаться в детской памяти. Ведь говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые.
Таким образом, праздник является средством воспитания эмоционально-волевой сферы, а также выступает как средство художественного воспитания, где формируется вкус детей. Развитию у детей чувства прекрасного, красивого, способствуют художественный, музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, интересные костюмы.
Утренник – это торжественное событие, которое объединяет всех и взрослых и детей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает такое ощущение, которое мы называем праздничным.
Цели и формы праздника.
В основе каждого праздника, утренника стоит определенная цель. Она должна быть понятна каждому ребенку, например, 8 марта - мамин день, Новый год – зимний праздник, «Осень», «Весна», «Лето» - это утренники, посвященные временам года и т. п. Такая идея должна проходить через все содержание сценария. С ее учетом идет и подбор песен, танцев, инсценировок, костюмирование, оформление группы.
Если цель раскрывается на доступном, интересном, понятном для детей материале, то она будет доведена до каждого ребенка.
При подготовке любого занятия, в том числе и праздников, я учитываю уже имеющиеся у детей запас знаний умений и уровень их развития, степень сформированности двигательных навыков и, конечно, учитываю их интересы и возрастные особенности.
Одним из здоровьесберегающих требований является учет времени. У маленьких детей утомляемость наступает раньше, чем у детей более старшего возраста, поэтому длительность праздника для них у меня не превышает 20-30 минут. В сценарии праздника стараюсь правильно чередовать различные виды художественной деятельности, т. к. необходимо учитывать быструю утомляемость и возбудимость детей. Это также является одним из основных педагогических требований к охранительному режиму.
Сочетание различных видов искусства оказывает свое особое влияние на ребенка и, дополняя друг друга, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей. Я стараюсь подбирать задания, чтобы каждый ребенок мог принять посильное участие, и тогда праздник принесет радость всем малышам. Особенностью детей младшего возраста является то, что они любят повторять хорошо знакомые песенки, танцы, хоровод. Поэтому в сценарий праздника я обязательно включаю значительную часть знакомого материала и вношу новые видоизмененные дополнительные варианты.
Формы праздников могут быть различными: это и утренники, посвященные красным датам, спортивные праздники, дни рождения, театрализация сказок, сезонные праздники. На всех этих праздниках обязательно проводится концерт, где дети танцуют, поют песенки, читают стихи, участвуют в веселых играх.
Такие праздники - развлечения провожу с целью внести новизну в их повседневную жизнь, для того, чтобы они стали радостным событием для детей и способствовали проявлению у малышей положительных эмоций.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.».
Список литературы
1. Варки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варки // дошкольное воспитание. - 2015.
2. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок - М. - 2014.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского - М. : Просвещение. - 2016.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л. С. Выготский, 3-е Изд. - М. : Просвещение. - 2011.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2009.